СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ. Нарушение сна у младенцев и детей раннего возраста

№102 (ноябрь 2015)
Наш человечек


Жалобы на нарушения сна являются частыми в практике педиатров и детских неврологов. Причины и структура этого явления значительно зависят как от возраста, уровня психомоторного развития и состояния здоровья ребенка, так и от модели поведения родителей.


Вера Евгеньевна Бабичева,

врач-невролог, детская поликлиника «ЮгМед»


Доказано, что трудности засыпания и частые пробуждения в раннем возрасте обычно ассоциированы с поведением родителей при укладывании детей.


ЗАЧЕМ НУЖЕН СОН?

Примерно треть своей жизни человек проводит во сне. Сон – физиологический феномен, функции которого сегодня еще окончательно не выяснены. Существует несколько теорий, объясняющих назначение сна, две из которых являются наиболее популярными: укрепляющая и обучающая/развивающая. Укрепляющая (ресторативная) теория: во сне замедляется метаболизм, благодаря чему происходит восполнение энергии, потраченной организмом во время бодрствования. Обучающая/развивающая теория: во время сна осуществляется реорганизация и хранение информации.


ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ

Нарушение сна делится на диссомнии и инсомнии. Под диссомнией понимают затрудненное засыпание, продолжающееся более 30 минут и/или частые ночные пробуждения с отсутствием непрерывного шестичасового ночного сна. По данным эпидемиологических исследований тот или иной вариант диссомнии встречается у 25–35% детей в возрасте от 5 месяцев до 5 лет, считающихся здоровыми!

Наиболее частыми причинами диссомнии в младенческом и раннем возрасте признаны: привычка бодрствовать ночью, привычка рано просыпаться, приучение к ночному кормлению, нарушение ритма день-ночь, голод и неправильная тактика родителей при укладывании спать и при ночных пробуждениях, т.е. большинство диссомний младенческого и раннего возраста является поведенческим расстройством. Неправильная тактика родителей при диссомнии:


  • ребенок укладывается спать со скандалом;
  • ребенок укладывается в кровать уже уснувшим, а не в момент засыпания;
  • ребенок привык засыпать на руках, с бутылкой или соской;
  • ребенок привык засыпать с кем-то из взрослых.


СИНДРОМ ОБСТРУКТИВНОГО АПНОЭ ВО СНЕ. Синдром характеризуется повторными эпизодами обструкции верхних дыхательных путей (нарушение дыхания), которые случаются во время сна. Обычно сопровождается снижением насыщения крови кислородом. Основными факторами риска апноэ во сне у детей школьного возраста признаны увеличение миндалин и аденоидов в сочетании с ожирением.

ПАРАСОМНИИ – нежелательные физические феномены неэпилептического генеза, возникающие при засыпании и на протяжении сна, которые не считаются расстройствами цикла «сон – бодрствование»

НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НЕПОЛНЫМ ПРОБУЖДЕНИЕМ. Спутанность сознания при пробуждении (сонное опьянение). Расстройство характеризуется дезориентированием в месте и времени при пробуждении, замедлением мыслительных процессов, затрудненным и неправильным ответом на вопросы и выполнением команд, амнезией. Спутанность сознания может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. Легко провоцируется принудительным пробуждением особенно в первую треть ночи. Максимальная распространенность приходится на возраст до 5 лет.

СНОХОЖДЕНИЕ (сомнамбулизм). Это особая форма поведения во сне, которая возникает в стадии медленного сна, состоит из движений, действий и поступков, имеющих видимость произвольных и целенаправленных. Продолжительность снохождения 1-30 минут. После завершения эпизода снохождения пациент продолжает спать. При полном пробуждении ребенок не помнит произошедшего. В большинстве случаев дебют приходится на ранний возраст, однако впервые расстройство может проявляться и у более старших детей

НОЧНЫЕ СТРАХИ. Данное расстройство характеризуется внезапно возникающим во время фазы медленного сна аномальным поведением, демонстрирующим сильный испуг в виде пронзительного крика, двигательного беспокойства, выраженных вегетативных расстройств (тахикардии, профузного потоотделения, бледности или гиперемии кожи, тахипноэ). Реакция на внешние раздражители отсутствует, разбудить пациента крайне тяжело. При пробуждении отмечается амнезия приступа. Как правило, имеется положительный семейный анамнез по данному расстройству.


Сон – физиологический феномен, функции которого сегодня еще окончательно не выяснены


НАРУШЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СТАДИЙ СНА. Расстройство характеризуется возникновением при засыпании стереотипных, повторяющихся движений, вовлекающих большие группы мышц, обычно головы и шеи. Движения отмечаются до достижения третьей и четвертой фаз медленного сна. Наиболее частым вариантом является качание головой из стороны в сторону в положении на спине. Реже встречаются движения по типу «челнока» (в положении на четвереньках ребенок раскачивается вперед-назад или по диагонали), биения (в положении лежа на животе ребенок бьется головой о подушку или спинку кровати или отмечается сочетание биений и движений по типу «челнока»). Максимум дебюта приходится на возраст до 2,5 лет.

ПАРАСОМНИИ, ОБЫЧНО АССОЦИИРОВАННЫЕ С REM-СНОМ. Ночные кошмары (ужасающие сновидения). Расстройство сна, внешне очень напоминающее ночные страхи (сильное двигательное беспокойство с аффектом страха, выраженная вегетативная симптоматика). Однако пациенты всегда помнят об эпизоде и объясняют его возникновение страшным сновидением. Сразу после пробуждения характерно абсолютное понимание происходящего, затруднено повторное засыпание, эпизоды отмечаются во вторую половину сна.

ПРОЧИЕ ПАРАСОМНИИ. Бруксизм – ритмичное неосознанное скрипение зубами во сне. Наиболее неблагоприятно данное расстройство при персистировании после 6 лет, поскольку доказано, что может приводить к патологической стираемости зубов, гиперчувствительности зубов, раздражению десен и часто ассоциируется с головными болями.


В большинстве случаев расстройства сна у детей относительно
доброкачественны и носят преходящий характер


АПНОЭ ВО СНЕ У МЛАДЕНЦЕВ. Под апноэ понимают эпизоды остановки дыхания у недоношенных детей более 20 секунд, а также прекращение дыхания менее 20 секунд, но с симптомами (цианозом, резкой бледностью и гипотонией). Примерно две трети эпизодов апноэ случаются во сне и сопровождаются усилением двигательной активности ребенка, создающим впечатление бодрствования. Апноэ может возникать спонтанно или провоцироваться пассивным сгибанием шеи, болевыми стимулами, икототой. Патогенез обусловлен незрелостью регуляции дыхательной системы, а именно низкой чувствительностью дыхательного центра к концентрации углекислоты в крови в сочетании с низкой минутной вентиляцией. Апноэ разрешаются, как правило, спонтанно. Синдром обструктивного апноэ во сне характеризуется повторными эпизодами прекращения дыхания вследствие нарушения проходимости дыхательных путей во сне. При пробуждении ребенка выявляется диффузная мышечная гипотония, сонливость в течение некоторого времени. Иногда единственным признаком может быть задержка развития ребенка. Прекращение дыхания во сне сопровождается:


  • изменением окраски кожных покровов (бледность или цианоз);
  • изменением мышечного тонуса (чаще гипотония, реже повышение тонуса);
  • шумным дыханием во сне.


Диагностика нарушений сна у детей включает анализ анамнеза и данных неврологического и соматического осмотра, использование опросников, ведения родителями дневника распорядка сна и бодрствования ребенка, а также лабораторно-инструментальное обследование – полисомнография.

Нарушения сна в детском возрасте встречаются достаточно часто и занимают важное место в практике детских неврологов и педиатров. К счастью, в большинстве случаев расстройства сна у детей относительно доброкачественны и носят преходящий характер. Это касается, прежде всего, диссомний младенческого и раннего детского возраста и некоторых видов парасомний. Задачей врача-невролога лежит в информировании родителей об особенностях детского сна, его гигиене, профилактика некоторых видом инсомний и исключение более тяжелой патологии центральной нервной системы.


ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для уменьшения признаков нарушения сна у детей:


  • соблюдать ритуал укладывания;
  • соблюдать распорядок дня;
  • сон малыша в своей кровати;
  • свежее постельное белье;
  • сон в проветриваемом помещении;
  • исключение внешних раздражителей;
  • исключение просмотра телевизора и компьютерных игр перед сном;
  • исключение приема стимулирующих препаратов.


Добавить комментарий
Елена
Елена
Добрый день, мне очень погла ваша статья , все написано доступным языком , Моему ребенку 5 лет наблюдаемся у невролоога , за 2года первый раз из вашей досступной статьи нашла для себя ответы.
Комментировать
Журнал УМКА
Журнал УМКА
И вам спасибо. что поделились своим отзывом! Нам очень приятно быть вам полезными!