№103 (декабрь 2015 - январь 2016)
Наш человечек
Когда рождается ребенок – рождается целый мир. Этот мир новый, заведомо никому не известный. До некоторого времени совершенно непонятный для нас – взрослых. И желание познать этот мир взрослыми – его родителями, пожалуй, самое мудрое. Неподдельный интерес к своему ребенку – основа здоровых, естественных отношений.
На фото Глазуновы Елена и Вика (11 мес.)
Текст Мария Вишнякова, психолог, консультант по воспитанию детей, г. Омск
«В деле оценивай не себя, а результат действия»
Владимир Леви
Ребенок, приходящий в наш мир, обладает своими уникальными особенностями, способностями и талантами. Только с родительской помощью он может это все раскрыть, проявить, узнать об этом. Родители выступают в роли экскурсоводов по не известной никому местности, недавно появившейся на свете. Они первооткрыватели этого нового мира. Именно с таким отношением к малышу вам, любящие родители, удастся проложить путь для жизни счастливого человека, который познает себя, свое предназначение, смысл жизни, возможности для реализации.
Что может помешать этому? Иное отношение! Иные вопросы: «Мой малыш лучше или хуже такого-то мальчика (девочки) из соседнего подъезда?», «Мой ребенок успевает или нет?», «Мой ребенок с этим справится лучше, чем та девочка или...?» и так далее. Именно вопросы с таким контекстом лишают смысла взаимоотношений взрослого и ребенка. Так как сравнение, оценка своего ребенка – это то, что разрушает доверие и эмоциональную связь между вами.
Вспомните, когда вас начинают с кем-то сравнивать, какое чувство незамедлительно вас посещает? Неудовлетворенность, обида, злость, раздражение, печаль… А какое отношение появляется к этому человеку, который вас сравнивает или оценивает? Тем более, если это родной и близкий человек... Ваши отношения улучшаются или наоборот, сходят на нет? Думаю, ответы очевидны.
Вспомните, когда вас начинают с кем-то сравнивать, какое чувство незамедлительно вас посещает?
Это не единственные последствия оценки и сравнения с кем-то другим. Самое печальное, что происходит с человеком – это то, что он утрачивает способность наслаждаться настоящим, любить себя таким, какой он есть. Кто такой счастливый человек? Он удовлетворен настоящим и всегда не против его чуть-чуть улучшить. А если постоянно волноваться, сравнивая себя с окружающими, то не только будет трудно получить удовольствие от сегодняшнего дня, но и «вчера» обречено на критику. Что уж говорить про завтра…
У вас могут возникнуть следующие вопросы: как же тогда мотивировать ребенка на успех, как же тогда закладывать в нем желание развиваться и совершенствоваться?
Хорошие вопросы. Здравые. Но не так сформулированные. В ребенке, напишу по-другому, в человеческом существе заведомо с первых минут жизни заложено стремление к развитию и самосовершенствованию. Это природа. Задача родителей заключается в том, чтобы данное стремление не спугнуть, не обесценить, а закрепить и усилить.
Какими действиями можно это сделать? Какими реакциями?
ПОХВАЛА, СЛОВА ПОДДЕРЖКИ, ПРИЗНАНИЕ, КОМПЛИМЕНТЫ за то, что уже есть, за то, что сделано на данный момент, в независимости от качества. Особенно до пятилетнего возраста, когда самооценка только закладывается.
После 5 лет, после похвалы за сделанное можно показывать, как нужно было сделать, ВМЕСТЕ ПОПРАВИТЬ или показать визуально, а ребенок пусть сам доделывает.
НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ поступки, уровень развития, действия своего ребенка с другими детьми, одноклассниками, соседями, друзьями, персонажами и героями.
Важно: есть разница, КАК ХВАЛИТЬ МАЛЬЧИКА И ДЕВОЧКУ. Мальчика лучше хвалить за успех в каком-либо деле, за что-то сделанное, так как он должен быть ориентирован на достижения, на результат. Девочку поощряйте с помощью комплиментов, произнося ее качества, называя ее ласковыми словами. Она должна знать свою ценность, уникальность, любить себя.
По возможности чаще выполняйте какие-нибудь ЗАДАНИЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ, но не вместо ребенка, а чтобы у каждого в итоге получился свой продукт, чтобы он видел, к чему можно стремиться. Здесь все происходит без слов, только наблюдение. Это безопасно для самооценки.
Если видите, что у ребенка что-то не получается, не стремитесь сразу помочь, сначала ПРЕДЛОЖИТЕ ПОМОЩЬ, а если вам откажут, примите отказ, но оповестите, что если нужна будет помощь, то ее можно найти у вас.
Перед тем как покупать игрушки или давать задания своему ребенку, узнайте, пожалуйста, справится ли он с этим, СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ЭТО ЕГО ВОЗРАСТУ, его психофизическому развитию, уровню развития его моторики и так далее. Не полагайтесь на указание возраста на коробке (+3, +5). Лучше ориентироваться на своего ребенка.
Повторюсь – БОЛЬШЕ РАДУЙТЕСЬ, больше хвалите ребенка за то, чего он уже добился за СЕГОДНЯшний день. Это залог его самооценки.
В конце скажу пару слов о самооценке, каким образом она формируется у человека. В детстве ребенок ничего о себе не понимает, не знает и не осознает. Не знает, какие его поступки полезные, какие нет, что приносит боль, вред, а что – радость. Вся информация по этому поводу к нему поступает из реакций родителей. То есть самооценка ребенка состоит из реакции родителей на ребенка, на его поступки. Соответственно, чем больше похвалы, комплиментов и улыбки исходит от вас, любящие родители, – тем выше самооценка ребенка.
Как избежать завышенной самооценки? Завышенная самооценка – это когда человек не способен оценить адекватно свои действия, когда он не понимает, какие из них приносят пользу, а какие – вред.
Когда ребенок совершает полезный поступок, занимается хорошим делом – родитель реагирует соответственно, хвалит, дает понять, что чувствует радость, ему приятно. Когда ребенок совершает вредный поступок – родитель реагирует соответственно, ругает, произносит «нельзя», говорит о последствиях, без улыбки, хмурясь, говорит, что неприятно, что злится.
То есть ребенок начинает знакомиться с миром причинно-следственных связей. Что он не плохой и не хороший, что он тот, кто совершает разные поступки, которые вызывают разные реакции у других людей. А то, какие он реакции предпочтет вызывать – это и есть его выбор.