ШКОЛА ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

№102 (ноябрь 2015)

Планета семья


Продолжение. Начало в №101/октябрь 2015/

Звонок от выпускницы нашей Школы. «Помните, мы проходили подготовку осенью прошлого года? Так вот, мы усыновили мальчика. И еще десять человек из нашей группы приняли детей в свои семьи. Можно мы все к вам приедем?»


Текст НИНА АЛЕКСЕЕВНА БЫКАДОРОВА,

начальник отдела службы сопровождения

принимающих семей, государственное

образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр

психолого-медико-социального сопровождения»


– Конечно, можно!

И вот на следующий день съезжаются семьи с детьми: кого-то за руку ведут, кто-то в коляске лежит. Собрались в актовом зале: шум, гомон, смех. «А у нас второй зубик прорезался», «А наш Ваня научился предложениями говорить», «А наш еще не ходит, но очень быстро ползает». Обменялись новостями, попили чаю: все рады встрече.

– А можно мы снова через год все к вам приедем?

– Конечно, можно!


ЭКЗАМЕН

Выбрать ребенка, неродного по крови, чтобы принять и полюбить – непростая задача, еще один экзамен. Звонок от выпускницы нашей школы: «Мы с мужем решили взять двух сестренок трех и четырех лет. Хотелось бы узнать о ближайших родственниках».

После небольшого размышления решаюсь рассказать Татьяне всю правду: мать, бабушка и прабабушка детей – алкоголички. Лишение родительских прав – явление привычное в их семейной системе. У матери психическое заболевание, специальную школу-интернат не закончила. Об отце ничего не известно. «Не возьмет детей, слишком большой риск, ведь оба кандидата – интеллигентные люди, образованные».

Слышу вздох облегчения: «Я прекрасно понимаю, что в детских домах нет потомков лауреатов нобелевской премии. Я знаю, какая у них может быть отягощенная наследственность. Но теперь я уверена в том, что родственники не будут претендовать на опеку над детьми и не будут пытаться встретиться с ними».

Дети живут в семье уже два года.

А вот звонок от недавней выпускницы (прошел всего месяц после выпуска). «Я нашла мальчика, хочу посоветоваться с вами». «Приезжайте». Показывает фотографии ребенка: симпатичный трехлетний малыш, очень серьезный. «Не знаю, что и делать. Как только увидела его, сразу возникло желание взять его за руку и отвезти домой. А он ведь от двадцатой беременности и у него диагноз – ФАС».

Однако не испугалась, взяла – малыш уже две недели дома.

Визит Виолетты: «Посоветуйте, как быть». Ребенок вроде бы нравится и на контакт идет, и задержка в развитии, на первый взгляд, небольшая. Однако логопед занимается с ним уже год и говорит, что прогресса никакого. А воспитатель говорит, что он по ночам бьется о стену головой. В глазах немой вопрос: брать или не брать? Вдруг ненормальный, психически больной?

Что ответить в таком случае? Есть моменты, когда решение нужно принимать самостоятельно. В домах ребенка все дети с задержкой психического развития. Почему бьется о стенку головой? Может быть, проснулся ночью, позвал взрослых, а никто не подошел. Может быть, так себя успокаивает. А может быть, что-то болит.

Не взяла, испугалась. Наверное, и к лучшему. Найдется приемная мама, которую не испугает ничего. Проблемы ребенка перед ее беззаветной материнской любовью как призраки, растворятся во тьме.

Примеров таких тысячи – любящих и бесстрашных принимающих родителей с большим материнским сердцем: место любому ребенку в нем найдется. Некоторым достаточно заглянуть ребенку в глаза, чтобы принять решение, а то, что у малыша масса хронических заболеваний, ничего, «вылечим». Так и происходило.


Читайте продолжение в следующем номере.