ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ: «Ты творог с вишней или малиной будешь?»

№96 (февраль 2015)
Планета семья

Семья – это малая группа. И управляют ею родители. Точнее, ДОЛЖНЫ управлять родители. История знает немало групп, в которых по факту это происходит далеко не всегда. «Ну что тут сделаешь, если он меня не слушается?!»–фраза, особенно актуальная для мам и бабушек. Но если мы не управляем детьми, они начинают управлять нами...

Как построить общение с ребенком? На эту тему написано множество книг. Однако существуют правила, речевые обороты, которые, кстати, работают не только с детьми, но и с любым взрослым. Использование речевых стратегий помогает вызвать у собеседника нужную вам реакцию.Чаще всего желаемая реакция – согласие с вашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для вас лично в данный момент времени.


ПЕРВАЯ СТРАТЕГИЯ.
ТРЮИЗМ

Трюизм – этоутверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью. Например, зимой холодно, кипятком можно обжечься…

Вы говорите: «Зимой холодно (делаете паузу), можно замерзнуть (кто с этим будет спорить?), поэтому нужно надеть варежки и шарф» (это то, что вы хотели от ребенка). Согласившись с двумя первыми утверждениями, ребенок соглашается и с третьей частью предложения (надеть варежки и шарф).

Трюизм – этои банальная истина. «Мальчики шести лет могут самостоятельно одеваться и сами зашнуровывать ботинки», «Дети, упав, могут подняться сами»… Здесь ваша инструкция маскируется под рассуждение.


ВТОРАЯ СТРАТЕГИЯ.
ИЛЛЮЗИЯ ВЫБОРА

Линия поведения заложена в самой фразе. Ставите перед ребенком тарелку с нелюбимым продуктом и спрашиваете: «Ты чем будешь есть: чайной ложкой или столовой?».

Возможен другой выбор: «Тебе какое варенье добавить в творог: вишневое или малиновое?» Внимание малыша переориентировано. Он уже не задумывается о том, есть ему творог или нет, он решает, чем будет есть (какой ложкой) или с чем (с каким вареньем?).

Если ребенок не хочет идти спать, протягиваете ему пижаму и ночную рубашку, и спрашиваете: «В чем ты сегодня будешь спать?» Малыш начинает думать над предложенным ему выбором. В такие моменты ребенок чувствует себя значимым в собственных глазах, с ним советуются, мама спрашивает его мнение, и вопрос отхода ко сну разрешается сам собой.


ТРЕТЬЯ СТРАТЕГИЯ.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Два действия связаны между собой. Одно вытекает из другого. «Прежде чем сесть за стол, вымой руки», «Если ты хочешь идти гулять, собери игрушки в ящик»… Ребенок согласен с первой частью нашего утверждения и автоматически «проглатывает» вторую часть, он выполняет обе инструкции.

Есть многочисленные обороты речи, которые помогают завуалировать нашу просьбу: до того как, по мере того, как, после того, как…


ЧЕТВЕРТАЯ СТРАТЕГИЯ.
СКРЫТАЯ КОМАНДА

Есть команды, которые скрыты в вопросе. «Хорошо, я дам тебе еще кусок пирога, только ты не мог бы поднять ложку с пола?». При такой конструкции предложения обычно наш собеседник выполняет просьбу автоматически, хотя прямого приказа или просьбы нет: во фразе был лишь вопрос «Ты не мог бы?».

«Договорились, идем гулять, но ты не мог бы надеть резиновые сапоги?»
«Согласна, заканчиваем с уроками, только ты не могла бы переписать упражнение?»…


И приемам таким нет числа. Арсенал их постоянно растет, и технологии совершенствуются. Знание этих оборотов позволяет вовремя распознать их в коммуникации, агитации или рекламе, чтобы потом принимать решение, исходя из собственных интересов, а если нужно, то и применять в соответствии с конкретной ситуацией.