№97 (март 2015)
Наш человечек
Страхи у детей бывают очень разные, и в каждом случае нужен свой, индивидуальный подход, чтобы помочь ребенку и родителям вместе преодолеть страх. Однако есть несколько типичных ситуаций возникновения страхов у детей, которые мы рассмотрим в рамках этой статьи.
Текст Юлия Евгеньевна Горбачева, практикующий детский психолог
Статья предоставлена информационным порталом для родителей www.dar-baby.ru
РАННИЙ ВОЗРАСТ
У детей до трех лет часто возникает паника перед привычными,уже давно освоенными бытовыми действиями после того, как это действие однажды причинило ребенку боль или сильный дискомфорт. Например,малыш может начать бояться мыться и даже трогать воду после того, как она в результате стечения обстоятельств оказалась слишком горячей или слишком холодной, или он, заигравшись, неожиданно погрузился в нее слишком глубоко.
Часто бывает, что кроха отказывается есть пищу, которую раньше ел с удовольствием и даже любил, после перенесенных болезней, связанных с болью во рту, в горле, желудке или если однажды сильно подавился этим продуктом. Некоторые дети могут утратить навык пользования горшком после серьезного запора, сопровождавшегося болью, неприятными процедурами по освобождению кишечника.
Так как все вышеперечисленные и подобные ситуации связанны напрямую с поддержанием организма ребенка в здоровом состоянии (невозможно не мыть, не есть, не опорожнять кишечник), тородители, столкнувшись с такими страхами у ребенка, часто приходят в отчаяние в попытке их перебороть.
Как же помочь малышу? Очень важно с пониманием и терпением относиться к тому, что он не может сразу начать доверять тому, что так жестоко его подвело, причинило боль, испугало. Ведь он в отличие от взрослых не может знать наверняка, что такого больше с ним не произойдет, а также не может знать и понимать, для чего ему мыться, кушать и регулярно ходить на горшок. Его размышления еще не могут простираться так далеко, он не хочет боли и дискомфорта прямо сейчас и решает проблему по-своему.
Поэтому очень важно заинтересовать ребенка, привлечь его внимание новым подходом к старым бытовым процедурам. И тут сгодится любая выдумка родителей – важно сделать ситуацию изначально максимально непохожей на ту, что была при травмировавших обстоятельствах.
Например, если боится воды,то начните игру с малым количеством непроточной воды в кувшинчике и с несколькими стаканчиками. Когда малыш освоится, перенесите игры в ванную комнату, играйте водой, текущей из крана раковины, намочите губку и покажите, как можно весело поливать пальчики. Дальше уже можно попробовать переместиться в ванну без воды или в большой таз и поливать из губки или кувшинчика ножки и животик. Вот так незаметно вы уже и помыли ребенка, заняв его игрой! Разумеется, путь к тому, что бы помыть ребенка, может занять не один день, но зато потом проблем с мытьем у вас уже не будет.
Точно так же можно обыграть и кормление: увлеченно кормить кукол, с аппетитом есть взрослому, привлекать ребенка к помощи в приготовлении еды для всех.
При проблемах с походом на горшок помогут различные игры на эту тему: куклы, садящиеся на горшок, отвлекающие игры во время его сидения там (незаметно для себя он сможет «отпустить ситуацию» и все получится).
«ТВОРЧЕСКОЕ» ОСМЫСЛЕНИЕ
Другим весьма распространенным видом фобий у детей постарше являются страхи, появившиеся в результате искренней заботы взрослого о здоровье и безопасности ребенка.Приведу примеры. Мама сказала ребенку, что если проглотить жвачку, то можно умереть (ну или в более мягком варианте, что это очень вредно, а чем вредно, не уточнила). Мама хотела, чтобы ребенок не глотал жвачек, это, и правда, не полезно. Но вот однажды так получилось, что ребенок жвачку все-таки случайно проглотил. И стал на полном серьезе ждать смерти или наступления тех самых вредных, неизвестных последствий, испытывая при этом сильнейший страх, фантазируя, как именно он будет умирать или что начнет с ним происходить.
Или другой пример: мама, заботясь о том, чтобы дочка вовремя опорожняла мочевой пузырь, сказала ей, что никогда нельзя долго терпеть, если хочется в туалет, от этого образуются камни в почках. Так получилось, что однажды девочке пришлось терпеть достаточно долго (а у маленьких детей, как известно, время тянется дольше, чем у взрослых, и ребенку данный отрезок вообще показался вечностью). За это время ребенок успел отчетливо осознать, что все потеряно и камни в почках уже точно образовались, и был просто в отчаянии.
В обоих случаях дети были «спасены» внимательными взрослыми, объяснившими и уточнившими ситуацию.И это очень благоприятный исходдела, поскольку бывает, что ребенок никому не говорит о мучающей его проблеме, и может долго страдать в одиночестве.
Чтобы не допустить возникновения таких страхов, всегда тщательно продумывайте предупреждения, которые вы хотите сделать ребенку.Они должны быть максимально четкими, правдивыми, не оставляющими места для страшных «додумываний». А также правила и ограничения должны бытьосуществимыми в практической жизни ребенка.
ИЗ МИРА ФАНТАЗИЙ
Боязнь темной комнаты, одиночества при засыпании, «подкроватных монстров», дядек в углу комнаты, того, что может появиться в зеркалеи так далее – этообычно самые яркие и заметные страхи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. И чем старше ребенок, тем больше может удивлять, а иногда и раздражать родителей необходимость неустанно объяснять ребенку, что его страхи– этовыдумка и бояться тут нечего.
Эта стратегия совладания со страхами обычно является первым, что родители начинают применять. А ребенок либо упорно сопротивляется и продолжает бояться, либо замыкается, перестает говорить и боится в одиночестве, постепенно приобретая психосоматические симптомы, которые в итоге привлекают внимание родителей, но докопаться до причины заболеваний уже очень сложно.
Почему же не работают разумные доводы родителей о том, что под кроватью объективно пусто, а в углу никто не стоит ни при свете, ни тогда, когда темно? Дело в том, что дети воспринимают и осмысливают мир иначе, чем взрослые.В детстве возможно все, любое волшебство: игрушки оживают и разговаривают, исполняют разные роли, в шкафуможет оказаться дверь в другую реальность, населенную удивительными говорящими зверями, Дед Мороз приходит ночью и кладет под елку подарки… И это не подлежит сомнению! А любимой кукле или мишке так же больно, как и ребенку, когда они падаютили ломаются…
Это одна сторона детской реальности, которая обычно родителям даже нравится и кажется милой. Они зачастую охотно включаются в игру и поддерживают такие фантазии. Однако у этого мира есть и другая, гораздо более мрачная сторона– этоте самые, настолько же реальные для ребенка монстры, живущие под кроватью, призраки в зеркале, Баба Яга за занавеской, появляющаяся, как только родитель закроет за собой дверь. (А как же еще?Ведь она хитрая – не станет показываться маме.)
Все эти неприятные вещи родителям, как правило, очень не нравятся. Они, даже можно сказать, мешают им жить. Нужно сидеть с ребенком в комнате, пока он не уснет, вместо того, чтобы спокойно заниматься своими делами или читать книжку себе перед сном, нужно бесконечно объяснять, что монстров нет, натыкаясь на сплошную стену непонимания и так далее. Это очень изматывает и не приводит к результату.
Как же быть? Как помочь ребенку справиться с темной стороной его фантазийного мира? А выход прост. Точно так же, как вы поддерживаете игру ребенка со светлыми, добрыми персонажами, поддержите и игру со злыми. Изобретите вместе с ребенком хитроумную ловушку для монстров под кроватью, подложите дядьке за занавеской чеснок – пустьон оказался вампир, а вампиры точно не пойдут туда, где лежит чеснок, сделайте волшебные занавески на зеркало непроницаемыми для злых сил и так далее. «Включите» свою детскую часть личности, она точно вам поможет и подскажет выход, даже если первый способ борьбы не сработал,что-то сработает точно. Обычно это то, что предложит сам ребенок в дополнение к вашей фантазии, вдохновленный тем, что вы включились в игру.
Разумеется, данная статья не претендует на изложение всей информации о видах детских страхов, но я надеюсь, что она поможет родителям сориентироваться хотя бы в самых распространенных случаях возникновения страхов, сориентирует их в особенностях детского восприятия мира, а также возможных способах помощи ребенку на его пути взросления. А если затруднения и вопросы все-таки остаются, то консультация детского психолога поможет их прояснить. Вопросы совладания с детскими страхами – тема в психологии достаточно изученная, и метод помощи можно подобрать индивидуально каждому ребенку.