№104 /март 2016/
Наш человечек
Часто родители уже годовалого малыша решают пойти на пробное занятие в центр развития. Такой шаг полезен не только малышу, но и маме.
КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПОМОГУТ МАЛЫШУ…
…доверительно общаться с чужими взрослыми. Многие детки с трудом впускают в круг доверия новых людей. Занятия помогут снять барьер.
…научиться общаться со сверстниками. Уже в 2,5-3 года детям необходимо общение, а благодаря урокам коллективного действия, оно будет проходить намного проще.
…в освоении нового пространства, всего, что его окружает. Это основная задача ребенка до трех лет. Особенно в этом смысле полезна методика Монтессори.
…изучить самого себя, свои возможности. На занятиях педагог предлагает ребенку выполнять задания, действия. Пальчиковые игры и музыкальные припевки с простыми движениями способствуют изучению возможностей своего тела.
СОТРУДНИЧЕСТВО С МАЛЫШОМ ДАРИТ МАМЕ…
…то, чего не хватает в декрете – выход в свет. Ведь на занятия мамы наряжаются сами, наряжают детей – это целое событие! И обсудить с другими мамами можно не только зубки и животики.
…новые идеи. Как правило, часть упражнений, предложенных педагогом, легко повторить дома.
…возможность диагностировать умения своего малыша. Хотя согласно методике Монтессори, исключается соревнование между детьми, но «отметки», пусть и внутренние, мамы детям все равно ставят. От этого никуда не уйти, и не всегда это во вред. Ведь дома родители также занимаются с детьми, и что-то можно «подтянуть».
…новые знакомства. После полугода совместного хождения на занятия, а иногда и раньше, участники группы (как правило, не более пяти детей) формируются в «кружок по интересам». Вместе гуляют и обсуждают методы развития крох, ходят в гости друг к другу.
ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНЫ ЭТИ ЗАНЯТИЯ?
Развитие логики. Ребенку важно понять, как открывается замочек или почему шарики катятся с наклонной поверхности, почему едет машинка.
Развитие сенсорики. Например, большой – маленький, шершавый – гладкий, умение различать текстуры тканей, холодные и теплые поверхности, знать цвета предметов.
Наращивание словарного запаса. Очень хорошо работает метод трехступенчатого урока:
1) называем предметы;
2) просим произвести действие с предметом;
3) ребенок называет предметы или показывает на них, если не умеет говорить.
Мелкая моторика. Возможные упражнения: игры с сыпучими предметами, мозаика, шнурование и перемещение предметов по проволоке.
Крупная моторика. Малыши учатся прыжкам, ползти в туннеле, висеть на кольцах, лезть или шагать по лесенке(хорошая профилактика плоскостопия).
Творческие навыки. Для малышей лучше всего подходят пальчиковые краски, специальный мягкий пластилин. Как правило, у педагога большой арсенал занятий из цикла «это может ваш малыш» для возраста 1-3 лет.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Родители детей всех возрастов сталкиваются с тем, что их ребенка оценивают окружающие люди: бабушки, друзья и даже соседи. А нередко и сами мы начинаем сравнивать своего ребенка с другими детьми. Вдумайтесь, как это звучит – «сравниваю», то есть делаю таким, как и все. Вы таким видите своего ребенка? Или хотите, чтобы он был индивидуален? В СЦ «Солнечный круг» считают, что необходимо помочь ребенку развиваться так, как нужно ЕМУ.
Виола Томахина, руководитель СЦ «Солнечный круг»
У логопеда Ольги Анатольевны Зоренко целый день ведутся занятия. К каждому – индивидуальный подход. Мало того, что у всех разные речевые проблемы, так еще и характеры разные. С шустрыми детьми дуть на шарик в течение 5 минут не получается. Придумывают игры. «Мам, а мы в футбол играли, так весело!» – несется Руслан к маме после занятий. В футбол у логопеда? Да, возможно! Этот шарик нужно было не просто сдуть, но и «загнать в ворота».
Логопедическая игра
КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и,
как бы произнося длительно звук [ф] сдуть ватный шарик
на противоположный край стола
или в бумажные «ворота». Правда, здорово?
Хорошо, когда ребенок активный, любознательный – такому все интересно. А как быть с застенчивыми детками?
Как правило, в таком случае занятия лучше начать индивидуально. Ребенок должен привыкнуть к обстановке и педагогу. Творческие компоненты занятия помогут малышу переключиться с внутреннего зажима на поглощающий его процесс – рисование, лепку, бумажную пластику. Эти занятия не требуют присутствия группы, ими кроха может заниматься один на один с учителем, и не стоит бояться такого «начала». Тем более, нельзя насильно вытаскивать ребенка из его «зоны комфорта». Постепенно можно присоединить еще одного ребеночка и так образовать маленький круг, в котором все друг другу доверяют. Творческие занятия – вообще вещь уникальная. К педагогу по прикладному творчеству Алле Валентиновне Фроловой приходят и умнички, и непоседы. Гиперактивные детки, по ее мнению, могут «нормализоваться», работая с глиной, рисуя песком. Это те виды детского творчества, где задействована тактильность детских пальчиков.
К детям лучше относиться как ко взрослым: давать право выбора, совместной работы, взаимодействовать. В первую очередь родители должны понимать, что если они «пойдут за ребенком», будут помогать ему развиваться в собственном темпе, то и дорога к будущей взрослой успешной жизни будет легка и приятна.