№104 /март 2016/
Наш человечек
«Все бы тебе играть!», «Пойди поиграй», «Не наигрался еще?» – как часто мы, взрослые, произносим эти фразы в сторону детей. И какой смысл вкладываем в слова?
Оксана Полякова, организация театрально-игровых встреч,
детский клуб «Сократ». Волгоград, пр. Ленина, 33а, тел. 24-27-40
Каждую пятницу ведущий вместе с детьми и родителями разыгрывают игровые сюжеты по знакомым сказкам и развивают игру в своем неповторимом направлении.
Бывает смысл пренебрежительным, когда взрослый, пытаясь отделаться от ребенка, противопоставляет игру более важному, по его мнению, делу. Так у ребенка формируется отношение к игре как чему-то бесполезному или незначительному. Взрослея, он компенсирует отсутствие игры хобби, созерцанием телевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением»... Однако уже давно специалистами разных областей доказано: игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Приобщение к культуре возможно только через передачу опыта «из рук в руки». Но мы живем в такое время, когда традиционная передача игры нарушается в силу самых разных причин. Специальное формирование игровой культуры сейчас становится необходимым, иначе может вырасти поколение неиграющих детей. Психологи, педагоги, физиологи всего мира бьют тревогу о вытеснении игры обучением. Уже даже появился новый диагноз – синдром дефицита игрового развития.
«Мир современного ребенка постоянно посягает
на свободную ролевую игру. Много времени отнимают
фильмы и компьютерные игры, предлагающие готовые
проработанные сценарии и картинки и практически
не дающие возможность придумывать и прорабатывать
образы, роли и сюжеты самостоятельно.
Индустрия игрушек создает все более подробные,
дотошные копии предметов из большого мира,
так что места для фантазии и присвоения ролей
не остается. Зачем делать салаты из травы на тарелках
из лопухов и сервировать ими перевернутый ящик,
если бабушка вчера подарила «как настоящую» кухню
со всей возможной посудой и даже пластиковыми
муляжами готовых уже блюд? Хороший детский сад
в представлении многих родителей – это такой,
в котором детьми все время «занимаются», их «развивают».
Хорошая няня – тоже. Иногда весь день расписан так,
что для свободной игры, для того, чтобы помечтать,
в нем просто нет времени: английский, фигурное катание,
шахматы, бальные танцы. Все по программе, все по инструкции»
Людмила Владимировна Петрановская, семейный психолог,
тренер, психодраматист, автор книг по психологии.
Так давайте уточним, о какой игре мы здесь говорим? Речь не об игре по заданному сценарию, не квесте, не театральной постановке, не дидактической игре, не игротерапевтической сессии. Речь об игре «понарошку» – в больницу, в цирк или во что угодно.
Второй вопрос – что такое «специальное формирование игровой культуры»? Это бережное сопровождение игры взрослым, когда, с одной стороны, надо уметь «заразить» игрой, а с другой, – вовремя удалиться. Третий – как хорошо играющий взрослый может транслировать культуру игры?
Ведь не каждого взрослого ребенок пускает в свою игру. У великой сказочницы современности Т. В. Бабушкиной в книге «О щедрой радости детства» читаем: «Две простые вещи отличают посвященного взрослого от непосвященного: уважение к Мелкому и готовность к Долгому… Взрослый, находящийся рядом, должен быть не просветителем, а открывателем. Разница большая. Открытие – неожиданно, передача знаний – линейна. Просветитель не умеет зажигаться от ребенка, входить в состояние вдохновения от его идей. Открыватель мгновенно вовлекается, у него свое видение изобретения, он начинает на свой лад проживать игру…»
Часто вместо «открывателей» дети встречают взрослых, эксплуатирующих игру, тех, что делают из игры утилитарное средство достижения цели обучения или развлечения. Помните такие педагогические формулировки: «через игру», «в игровой форме»? Вот почему игровой кредит доверия утерян многими взрослыми. И как теперь реабилитироваться?
«Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своего ребенка – не мешать играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен. Не стремиться „занять“ ребенка – пусть поскучает, помечтает, пусть не спеша понаблюдает за муравьем или покидает камешки в пруд. Это не баловство, не пустое времяпрепровождение, это – таинство развития»
Людмила Владимировна Петрановская
А вот и «призы», которые получит внимательный к игре ребенка взрослый:
- От игры как СРЕДСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ и самовыражения. В игре ребенок таков, каким ему хочется быть. В отличие от рисования, лепки, конструирования, где от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление материала, получить желаемый продукт. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего, желание действовать как взрослый, желание управлять вещами.
- От игры как СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ, образного мышления. Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности «в уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности.
- От игры как ШКОЛЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с другими людьми. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности. В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Детское «А давай...» можно услышать часто, когда детям важно договориться.
- От игры как ТРЕНАЖЕРА ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ. В игре ребенок учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
«И помните, для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим»
Из книги Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой «Как играть с ребенком».
Играйте с ребенком! Практические приемы для родителей, желающих стать «открывателями» детской игры:
- Именуйте все, что встречается на вашем с ребенком пути.
- Одушевляйте, вступайте в диалог с предметами, игрушками, реальными и воображаемыми людьми.
- Играйте по сюжетам знакомых сказок с помощью кукол или, принимая роли на себя, разыгрывайте диалоги.
- Задавайте ребенку вопросы, уточняющие сюжет его игры. Просите научить, объяснить, станьте непонимающим.
- Придумывайте продолжения, разветвления всем известных сюжетов и свои авторские истории.
- Бережно относитесь к игре ребенка, подыгрывайте с оглядкой на «автора» сюжета.
- Иногда ведите себя необычно, меняя голос или надевая одежду наизнанку, непривычно для ребенка.
- Поселите в детский чемодан костюмы для игры, положите в него одежду, вышедшую из употребления, и специально сшитую для игры.
- Иногда и сами участвуйте в переодевании. Устройте конкурс с призами на лучший костюм.
- Читайте наизусть стихи и прозу по ролям.
- Введите в игровой обиход, кроме игрушек, неоформленные материалы (бельевую веревку, пластиковые трубы, камни, деревянные спилы, шишки, ракушки, орехи, каштаны, пластиковую и картонную упаковку, коробки и др.).
И под занавес хорошая новость: по прогнозу сайта refuture.me в ближайшем будущем «игровые достижения начнут признаваться как образовательные результаты».
В статье использованы материалы: Егор Бахотский «Площадка игры и общения» (Москва)