ХОЧУ, ХОЧУ, ХОЧУ!

№104 / март 2016 /

Наш человечек

Жизнь как веселое приключение в противовес душе без желаний!

Да здравствует детское «хочу»! Это истошно-надрывное или заискивающе-протяжное «хочу», которое поднимает бурю эмоций, грубо дергает истерзанные родительские нервы, вызывает непреодолимое желание убежать, спрятаться, оглохнуть. Текст Людмила Борисова, педагог-психолог


Как правило, реакция на детское «хочу»превращается в крайность: «Да, да, мой хороший, ты сейчас же это получишь» или «Мало ли чего ты хочешь!». Есть еще, бьющая наповал, действующая как хлорка на все живое,«Мне лучше знать, что тебе надо!». После таких дезинфекций слабый росточек «я хочу» пробивается все реже. И, наконец, совсем вырождается. Пустая душа без желаний, без мечты, без воздушных замков, а значит, и без надежды на лучшее.

Так как же поступать с детским «хочу»? Неуемное выполнение всех желаний делает жизнь приторной и ребенок уже желает «по инерции». Он не понимает, что нужна ему не яркая безделушка, а ваше внимание, котороев детстве «равняется любовь». А вам так легче – купить и откупиться. Или же ваши отказы стали такими же автоматическими, сколь риторическими просьбы ребенка? А ведь наравне с «хочу шоколадку», «хочу на качели», «хочу купаться», появляются «хочу почитать», «хочу добиться», «хочу подумать»...

Может быть, задуматься?


ПОЛЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ

– Какую ты хочешь куртку (носочки, рюкзак, зонтик и т. д.) – желтую, красную или фиолетовую (в горошек или в полосочку, с молнией или на пуговицах, с капюшоном или без)? Предлагайте все, что не отличается по цене, но учит ребенка делать выбор.

– Я могу приготовить тебе завтрак из молока, яиц или овощей. Что бы ты хотел? Вы ведь задаете сами себе вопрос: чего бы я сейчас съела? Почему бы не спросить об этом ребенка, даже если ему 3-4 года.

– Ты хочешь, чтобы тебе на день рождения подарили что-то конкретное или сюрприз? Мой ребенок всегда выбирает сюрприз. Он доверяет нашему вкусу, а мы знаем о его пристрастиях.

– Ты счастлив (рад, доволен)? Когда у ребенка появилось что-то долгожданное или исполнилось желаемое. Важна интонация: недопустимы насмешка и раздражение.

– Почему ты этого хочешь? Это вопрос ради ответа, а не для того, чтобы показать ребенку, что его желание –это блажь. Нужно помочь ему осознать свое желание.

– А чем бы ты хотел заняться? Задаем такой вопрос при отказе вместе почитать, погулять или сходить в гости к бабушке. Учитесь договариваться, находить компромиссы. Ведь вы старше, а значит – мудрее.


А как боретесь с детской истерикой вы?


СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ

Превращаем поход в магазин – бытовуюнеобходимость – ввеселое приключение! Важно: в продуктовые магазины лучше ходить на сытый желудок, меньше купите «ненужностей» и не будет лишней провокации для ребенка с пронзительным «хочу».


  1. Предложите ребенку находить наиболее дорогие продукты среди товаров одного типа или наиболее дешевые. Например, пока вы выбираете сыр, предложите ему сравнить цены и назвать вам самую большую и самую маленькую.
  2. Многие стараются усадить ребенка в тележку на колесиках. Пока вы ходите по рядам, можно обсуждать с ним, что нужно купить, вместе выбирать и давать ему складывать продукты в тележку. А у кассы он еще и сам все поможет выложить. Красота!
  3. Пусть ребенок ищет продукты, которые начинаются на определенную букву. Например, на букву «К»: колбаса, кукуруза, консервы, кетчуп.
  4. Договоритесь заранее, что ваше чадо купит самостоятельно: достанет с полки и положит в тележку. Это может быть корм для домашнего питомца, любой пакет с сыпучими продуктами, в общем, то многое, до чего он может дотянуться и не разбить. Важность этого процесса придаст ему понимания, что он «при деле».
  5. Некоторые родители прибегают к таким компромиссам: один поход в магазин – одна игрушка. Мама выбираем по своему усмотрению 3-4 штуки, а малыш уже из них наиболее понравившуюся. Скандалы и капризы исключены.
  6. Поиграйте в «Загадки». Конечно, можно использовать классические варианты, вспоминая известные примеры вроде «Висит груша – нельзя скушать», но интереснее разнообразить игру. Возможно, загадывать те предметы, которые вы видите в магазине: родитель описывает какой-то предмет, а ребенок должен догадаться, что же это и найти его на полке. Например: фрукт, желтый и кислый – лимон. Сложность и подробность описания зависит от возраста ребенка.