БЛАГОДАРНОСТЬ ЧУЖИМИ РУКАМИ

№104 / март 2016 /
Планета семья
«Что нужно сказать дяде?», – говорят часто родители, намекая своим детям на волшебное слово «спасибо».

ТЕКСТ Дмитрий Александрович Савельев,
педагог, отец двоих детей, автор и разработчик
активных приключенческих программ
для детей и подростков, тренинга «Тайное
Родительское Собрание», проекта «Папа Выходного дня».


После проведенного детского мероприятия, в котором участники вдоволь поиграли, научились новому, совершили положенные им подвиги и получили свои сладости, благодарный папа, чьи ожидания оправдались в полной мере, получив качественную услугу для своего ребенка, обращается к своему детенышу: «Что нужно сказать дяде?».

Предполагаю, что большинство родителей, употребляя эту фразу, имеют в виду «нужно воспитать ребенка» и демонстрируют окружающим свое качественное родительство, вместо того чтобы поблагодарить «дядю» или сделать это вместе с ребенком: «Пойдем с тобой вместе поблагодарим!». Ведь если ты не благодаришь сам, то демонстрируешь пример того, как надо! Возможно, тебя заставляли благодарить твои родители, и ты, будучи ребенком, произносил нужные ритуальные слова, не вкладывая в них смысл. Но если сам папа не будет благодарным, а будет напоминающим, то и его ребенок научится быть напоминающим, но по-прежнему – неблагодарным…


На стыке столетий существовал большой социальный бум «дедовщины» в армии.
Знаете, откуда корни? От бытовой «дедовщины» в семьях!


Ожидая своего сына, занимающегося в секции, сижу, ковыряюсь в телефоне. В фойе нарезает круги юнец лет пяти. Он подходит почти к каждому «телефонизированному» родителю, потом ко мне и задает вопрос: «А ты что делаешь?». Я мямлю что-то в ответ, но ему становится совершенно ясно, что в игре ему откажут и здесь тоже. В голове проносится мысль о нашем неосознанном, причем коллективном, воспитании образа поведения в свободную минуту, подтвержденное пятью или даже шестью обращениями за эти 10 минут. Спектр игр, которыми можно заняться в холле, огромен: ходить вокруг колонн, потом в другую сторону… Остальное – бегать, прыгать, шуметь, сидеть, валяться на паркете, трогать вещи – запрещено папой, разговаривающим по телефону. Но тут происходит самое интересное! Отец получил новую вводную и говорит сыну: «Одевайся скорее, пойдем!». Наконец-то детеныш дождался внимания к себе, и, уцепившись за эту возможность всеми своими щупальцами, начинает играть с папой, прячась за теми же колоннами! Если папа спешит, значит, он будет искать и ловить – отличная игра на фоне предыдущего часового вакуума общения! Но папе не до игр! Угрожая затрещинами, от которых «вообще не встанешь», со словами «давай быстро, мы сюда не бегать пришли» (территория академии физкультуры и спорта) начинает одевать мелкого. Карапуз сидит на скамейке и впитывает каждое слово, обращенное к нему. Восторженными глазами видит он могущество папы, который может повелевать пятилетним юнцом.

На стыке столетий существовал большой социальный бум «дедовщины» в армии. Знаете, откуда корни? От бытовой «дедовщины» в семьях! Когда взрослые люди, особенно папы, забывают о простой истине «Солдат ребенка не обидит», когда стиль тотального подчинения передается из поколения в поколение, а попавший в армию отпрыск получает возможность повелевать младшими. Именно отсюда и появляются перехлесты жестокости по отношению к подчиненным.