ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?

№104 / март 2016 /
Планета семья

Сегодня многие люди снова приходят в храм. И, слава Богу, многие идут туда с чистым сердцем и добрыми намерениями. Причины у всех разные: у кого беда, у кого радость, кто просто от любопытства, а кто-то ищет особого смысла в жизни. Люди идут в храм, а попадают в целый мир.

Клирик храма Иоанна Предтечи
иерей Сергей Савенков,
руководитель информационно-
издательского отдела Волгоградской епархии


Мир, для них иногда непонятный, иногда странный и всегда чарующий. Но в любом случае реальность встречи превосходит ожидания. Для многих светских людей, еще не близко знакомых с церковью, представления о ней складываются хаотично. Часто это рассказы друзей и близких, информация из СМИ, слухи, домыслы, сплетни… В итоге у человека складывается свой образ церкви и очень часто, при посещении храма, оказывается, что все совсем не так. То свечки тут нельзя ставить, то стоять в этом месте нельзя, то нужно почему-то поклониться, а то, наоборот, стоять прямо и не шевелиться… Оказывается, что многочисленные «бабки» и «целители», которые отправляют людей поставить определенное количество свечей в разных церквях, не только не поощряются православием, но и прямо запрещены.


Кроме того, в силу исторических обстоятельств в жизнь любого русского человека проникают события, прямо или косвенно связанные с церковью. Крестины, поминки, похороны, Пасха, Рождество… Так или иначе, приходится взаимодействовать с тем миром, который существует где-то рядом и живет по своим собственным законам и правилам. В какой-то момент у человека складывается мнение, что можно лишь частично соприкасаться с духовным миром. Не пуская его целиком в свою жизнь. В конце концов, крестины или похороны бывают не так часто, можно и в храм сходить, можно даже на службе постоять. А если кто-то заболел, надо забежать, свечку поставить, а просвещенные еще и записку закажут. На Пасху нужно освятить кулич и творог, а на Крещение Господне обязательно искупаться в проруби. Вот такие понятные сюжеты и составляют, в большинстве своем, религиозную жизнь нашего общества.


Хорошо, когда человек понимает, что его знания несовершенны, и готов слушать и учиться. Но бывает так, что человек приносит с собой свое представление о Церкви и навязывает его окружающим. Порой, услышав массу возражений и критики в свой адрес, он уходит раздраженный и замыкается. Ему кажется, что люди в храме недостаточно продвинуты и образованы, что они не хотят принять его разумных доводов и живут в каком-то средневековье. Ну и что это за формальности! Платки, юбки… Зачем нужно столько стоять – это же тяжело. Почему церковь заставляет поститься? Неужели Богу есть дело до того, что я ем? И многое, многое другое.

Действительно, церковная жизнь достаточно сложно устроена. Многое в ней берет свое начало из глубокой древности. И чтобы понять эту жизнь, нужно иметь уважение к той традиции, которую нам оставили наши предки. Самоуверенность современного человека, ощущение собственной исключительности (которые являются чуть ли не основами современного общества) заставляют многих чересчур надеяться на свой разум. Церковь же, наоборот, говорит, что человек – слишком изменчивое существо. Часто поддается ослеплению грехом гордости и любви к себе, а потому нужно учиться у предков. Нужно черпать мудрость у тех, кто достойно прожил свою жизнь.


Церковь – это семья. Это люди, которые поверили Богу
и решили начать менять свою жизнь


Опыт многих поколений запечатлен в церковных обрядах и песнопениях. В церковной живописи и книгах. Конечно, для того чтобы воспользоваться этим сокровищем, нужны труд и время, а современный стиль жизни подразумевает получение мгновенного результата с минимальными усилиями. Это создает дополнительные трудности. Обыватели упростили образ Церкви до социально-религиозного института. Этому значительно содействовало советское образование и воспитание. Многим поколениям людей говорили, что Церковь – это такая же сфера услуг. И приходя в храм, человек пытается получить эти услуги. Только все гораздо сложнее. Церковь – это семья. Это люди, которые поверили Богу и решили начать менять свою жизнь. Конечно, не все сразу получается, ведь не зря говорят, что самый тяжелый труд – это изменить самого себя. Посты, молитвы, церковные обряды – все это наполнено глубоким смыслом для сердца верующего человека. Все имеет свое место в иерархии духовных ценностей. И каждый обряд – лишь часть общей системы, только верхушка айсберга. Кроме того, никакой обряд не может заменить сердечную веру в Бога, а без этого не может быть верующего человека.


Мы надеемся в ближайших выпусках поговорить о некоторых явлениях церковной жизни. Зачем нужны посты? Как нужно молиться в храме и дома? Что значит православная семья? И многое другое. Конечно, формат журнала не позволит ответить на все возможные вопросы, но позволит прояснить некоторые моменты. Кроме того, нельзя стать верующим человеком по книжкам, для этого нужно начать менять свою жизнь. Необходимо пойти в храм и познакомиться с батюшкой, поговорить с ним и задать ему свои вопросы.

Буду рад, если эти короткие заметки помогут вам разобраться в том, как устроен мир православного христианина.


Продолжение следует.


Фотограф Ольга Папина, агентство ViO-Foto


ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

На вопросы читателей отвечает иерей Сергей Савенков.


Как выбрать крестных для ребенка?

Крестные – это люди, ведущие ребенка к Богу. Именно они должны рассказать крестнику о Боге, научить каяться и молиться. Крестные своим примером показывают каким должен быть христианин. Выбирая крестного нужно искать человека, которому вы доверяете, который сам является твердым, неколеблющимся христианином.


Я стала крестной мамой сыну своей родной сестры. Может ли она теперь стать крестной матерью моему сыну?

Да, может. Для этого нет никаких препятствий. Это даже хорошо. Дети будут с доверием относиться к своим крестным. Вы сможете чаще с ними видеться.


Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом?

Чтобы понять, кто из священников вам ближе, нужно начать регулярно ходить в храм, исповедоваться, слушать проповеди батюшки. Подойти с волнующим вас вопросом. Услышав разных священников, вы поймете, кто из них вам ближе, кто вас лучше понимает. Затем достаточно просто ходить к одному и тому же священнику на исповедь и на беседы.


Надо ли родителям присутствовать на крещении?

Да, конечно. Перед началом таинства крещения священник прочитывает матери, так называемые, очистительные молитвы, после которых она может спокойно находится в храме и участвовать в таинстве крещения. Кроме того, если ребенок заплачет, то помощь родителей тут будет очень кстати.


Нужно ли при крещении давать ребенку второе имя?

Можно, но это совсем не обязательно. Если имя, которым вы назвали своего ребенка, есть в церковных святцах, то лучше крестить с этим именем. Традиция давать при крещении второе имя связана с суеверными опасениями, что, зная имя человека его могу сглазить или навести на него порчу. Эти убеждения противоречат христианской вере и обличают маловерие родителей. Любой христианин, регулярно участвующий в таинствах церкви, защищен Богом от всякого зла!