№105 / апрель 2016 /
Наш человечек
Очень часто современные родители не замечают или не хотят замечать отклонения в развитии своего чада. Не знают, что первые признаки нарушения речи можно обнаружить уже на первом году жизни ребенка, ведь малыш начинает понимать обращенную к себе речь намного раньше, чем заговорит самостоятельно.
Виктория Игоревна Натарина,
врач-методист отдела комплексных
программ профилактики неинфекционных
заболеваний детского населения
ГКУЗ «Волгоградский областной
центр медицинской профилактики»
Тот факт, что все дети индивидуальны, никто не оспаривает, но существуют определенные нормы в развитии речи, на которые стоит обратить внимание. Итак, речь – это приобретенное средство связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенная форма общения, которая характерна только для человека. Возникает речь благодаря развитию центральной нервной системы: в коре головного мозга образуется центр для произношения отдельных звуков, слогов и слов (моторный центр речи – центр Брока) и центр, благодаря которому появляется способность различать и воспринимать условные звуковые сигналы (сенсорный центр речи – центр Вернике). Оба центра тесно связаны и располагаются у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом. У ребенка в образовании речи основное значение имеет слух, который является лишь частью речевого акта.
ЭТАПЫ В СТАНОВЛЕНИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
1-й – подготовительный (с момента рождения — до года);
2-й – преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Происходит подготовка к овладению речью. Крик новорожденного – первое голосовое проявление человека. Это врожденный безусловный рефлекс, возникающий на различные раздражители.
* С 4-6-й недели жизни в голосе ребенка начинают появляться согласные звуки – «агуканье».
* В 1,5-2 месяца появляются особенные голосовые реакции – гуление (звуки кряхтения, радостного повизгивания). Они совершенно не похожи на звуки родного языка. Однако можно выделить звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для произношения; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.
* В 4 месяца звуковые сочетания становятся более сложными: гн-агн, ля-аля, рн. Ребенок в процессе «гуления» повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. При нормальном развитии ребенка, между четвертым и пятым месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития – лепет.
* В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да. Лепет – это не автоматическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) – говорит ребенок, и это относится именно к маме.
* 8,5-9 месяцев – это период рефлекторного повторения, ребенок пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы речи окружающих. Мать повторяет за ребенком его лепет, и ее голос попадает в налаженный слухо-двигательный круг ребенка. Так формируется работа между слышимой и собственной речью. Огромную роль для понимания значения слов играет оттенок произносимой родителями фразы. Ребенок начинает воспринимать слова и короткие фразы как словесный образ. Двигательная реакция является доказательством того, что слухо-двигательная связь закрепилась. Например, показывайте своему малышу тикающие часы и при этом произносите «тик-так». Через несколько дней ребенок поворачивается к часам (моторная реакция), как только произносят «тик-так».
* В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые кроха пытается повторить за взрослыми. Первые слова появляются к концу первого года жизни.
В дальнейшем у ребенка постоянно развиваются все более и более сложные общие моторные реакции на слова, но эти реакции постепенно тормозятся и формируется речевой ответ. Отметим, что наблюдаются различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек.
Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было
ВТОРОЙ ЭТАП
Продолжается расширение объема лепетных слов, малыш проявляет особенный интерес к речи окружающих, благодаря чему усиливается его речевая активность. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Первые слова представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. По мере роста словаря фонетические (звуковые) дефекты проявляются более заметно. После полутора лет активно растет словарный запас, формируются первые предложения, состоящие из аморфных слов-корней:
– Папа, ди (папа, иди).
– Ма, да кх (мама, дай кису).
В течение первых полутора лет происходит количественный скачок в расширении словаря детей. В 1-3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по произношению. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем (звуков). Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов. Например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида), итая (гитара), титаясъка (чебурашка), синюська (свинюшка).
К концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя простые распространенные предложения. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Далее ребенок будет овладевать главными грамматическими формами родного языка, накапливать определенный лексический запас, правильно связывать слова в короткие речевые цепочки. Словарный запас вашего малыша уже составляет 300–320 слов.
ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Этот период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, у него постепенно формируются навыки словообразования. В возрасте 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В дошкольном периоде происходит активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются трудных и незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет его в самостоятельную речь. На данном речевом этапе специалисты Логопедического Пункта №1 рекомендуют делать общую диагностику речевого развития: она поможет держать «руку на пульсе» общего состояния. Обследование общего речевого развития проведенное в ЛогоПункте №1 гарантирует стабильную основу для дальнейшего предшкольного и начального школьного образовательного процесса. А корректная и деликатная логопедическая помощь, проведенная с учетом возраста ребенка, заложит надежный фундамент успешности для роста личности малыша.
К концу этого периода ребенок свободно владеет развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. К семи годам дошкольник овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и обобщением, формируется письменная речь.
Читайте в следующем выпуске о причинах, вызывающих речевые нарушения, о том, что такое темповая задержка речи и о важности психологической поддержки малыша родителями и логопедом.
Время обращения к логопеду носит индивидуальный характер. У большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 4-5 годам. Поэтому если вы заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает более трех звуков, то обратитесь к логопеду.
Предостережение для родителей
Поскольку родители не владеют техникой постановки звуков, они могут предложить ребенку только один вариант – подражать их речи: «Слушай, как я говорю, и повторяй». Малыш, стараясь угодить маме, пыхтит и пробует сказать, как она. Не зная, как это нужно делать правильно, ребенок может добиться искаженного звучания звука. Именно поэтому в ряде случаев возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие варианты, которые исправлять потом будет гораздо сложнее.
ВНИМАНИЕ! Если малыш в 3 месяца не кричит, не реагирует на речь окружающих, в 2 года не лепечет или не произносит ХОТЯ БЫ несколько слов, а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Нельзя пропустить первые признаки заикания. Сразу же необходимо обратиться к специалисту, если ваш малыш:
- перед произношением слова добавляет лишние звуки (а, и);
- иногда первый слог дублируется;
- при произношении слова возникает остановка в середине произнесения;
- иногда не может начать вообще говорить первое слово.
Итак, не забывайте, что здоровая, свободная речь вашего ребенка в первую очередь зависит от пристального родительского внимания и принятия соответствующих мер в случае необходимости.