ШКОЛА ПРИНИМАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

№103 (декабрь 2015)

Планета семья

Продолжение.
Весь цикл статей по тегу Школа принимающих родителей

Текст НИНА АЛЕКСЕЕВНА БЫКАДОРОВА,

начальник отдела службы сопровождения

принимающих семей, государственное

образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр

психолого-медико-социального сопровождения»


ЖИЗНЬ
Часть I

Трудности, возникающие в замещающей семье на этапе адаптации, объясняются как состоянием самой семейной системы, так и особенностями поведения и взаимодействия ребенка, оставшегося без попечения родителей, с окружающим миром. Этап адаптации в новых условиях всегда очень важен. Вот что о нем говорят психологи и те, кто пережил этот процесс на практике.


В период адаптации формируется привязанность ребенка. Существуют предпосылки, создающие задержки в его развитии. Их необходимо знать, чтобы правильно выстраивать отношения с приемным воспитанником. Как растет в семье кровный малыш? Он последовательно проходит все фазы созревания: тактильную, манипулятивную, познавательную. Любящая мама, которая всегда рядом, участвует в стимулировании его рецепторов, чувств, эмоций. У отказника, либо у того, кто родился в асоциальной среде, этого не происходит. Никто с ним не играет, не носит на ручках, не поет колыбельных и не шепчет ласковых слов. И с этого момента стартует задержка уровня развития.

Представьте картину: лежит брошенный младенец в Доме ребенка. Его общение со взрослыми сведено к минимуму. У него нет того особенного звукового фона, присутствующего в каждой квартире. Он просто находится в кроватке и видит перед собой белый потолок. В данных условиях не происходит стимуляции и развития слуховых рецепторов. И это значит, что впоследствии будет снижено слуховое восприятие, внимание и память. Диагностика детей-сирот показывает, что у них все «пролетает мимо ушей». В результате возникают проблемы в обучении.

Взрослым кажется, что ребенок их не понимает, не выполняет просьб. Приемные родители часто относят подобное детское поведение на свой счет, подозревая под ним неуважение. На самом деле это объясняется тем, что у сирот такая физиологическая особенность. А значит с ними нужно общаться по-другому. Прежде чем давать какое-либо поручение, необходимо заострить детское внимание, подготовить. И только в третьем-четвертом предложении высказать главную суть – инструкцию по осуществлению задания.

Ко всему прочему, рекомендуется дополнительно зрительно подкрепить свою просьбу, как-то ее проиллюстрировать. Да и сама инструкция не должна быть громоздкой, а состоять из одного-трех пунктов, чтобы ребенок не растерял информацию и не отвлекся по ходу выполнения задания.


Продолжение читайте в следующем номере.