ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ...

№105 / апрель 2016 /
Наш человекек

С рождением ребенка у родителей и близких родственников возникает вопрос: «Какие игрушки необходимы крохе?». Часто родные, идя на «смотрины» к малышу, покупают в подарок ту или иную «забаву». На чем же основывается ВАШ выбор?


Виктория Игоревна Натарина,
врач-методист отдела комплексных
программ профилактики неинфекционных
заболеваний детского населения
ГКУЗ «Волгоградский областной
центр медицинской профилактики»


Как оказалось, большинство людей полагается на мнение продавца. Другая категория – на личный опыт или на мнение ребенка. На самом деле, ваш выбор должен основываться на совершенно других принципах, о которых мы и поговорим в данной статье.


Первым делом определяемся с целью вашего приобретения. Это может быть развивающая игрушка для самых маленьких или, наоборот, для детей постарше, просто развлекательная или обучающая, или какая-нибудь настольная игра. В последующем надо учесть общие требования к покупаемой игрушке.

1. Приобретайте в специализированных магазинах, где вы сможете ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия.

2. Безопасность: при выборе и покупке обратите внимание на:
– наличие информации о соответствии возрасту вашего ребенка;
– безопасность материала. Детям до трех лет не покупайте продукцию из натурального меха, древесной коры, кожи – такие игрушки плохо поддаются санобработке и могут явиться источником инфекций из-за скопления бактерий;
– на предупреждающие надписи: игрушка может представлять опасность для детей при определенных обстоятельствах;
– плотную установку всех деталей, чтобы ребенок не смог разъединить их зубами;
– отсутствие раздражающих и пугающих звуков;
– отсутствие острых выступающих частей и заусенец;
– стойкий неприятный запах. Это является признаком использования токсичных материалов. Игрушки «ядовитых» цветов не только могут содержать токсичные красители, но и напугать ребенка. Даже приятный запах не должен исходить от качественной игрушки!



ИГРУШКИ И ВОЗРАСТ РЕБЕНКА


Первые месяцы жизни
Игрушки, которые входят в жизнь новорожденного, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это могут быть погремушки-браслеты, погремушки-булавы или подвесные погремушки, висящие над кроваткой на расстоянии 50 см от глаз младенца, а в коляске – на расстоянии 30 см.

2-2,5 месяцев
Добавляем крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка) около кроватки, в манеже. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка), которые будут привлекать взгляд малыша. Уже можно подобрать и повесить на уровне груди малыша мелкие игрушки, до которых он сможет дотянуться и пробовать захватывать их рукой – погремушки с кольцами, подвески.


5-6 месяцев
Для действий с предметами ребенку дают пластмассовые игрушки, резиновые с пищалками, шарики и мячики разных размеров. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть кукла-неваляшка, куклы из пластмассы, резины, ткани, фигурки животных. Эти игрушки должны быть выразительно оформлены – крупные глаза, яркий рот.


7-8 месяцев
Прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, корзинки). Детям предлагаются одни и те же по тематике игрушки, но отличающиеся по цвету, величине, материалу. Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, автомашинки).


8-9 месяцев
Давайте своему крохе красивые, приятные на ощупь мягкие предметы. Используйте игрушки, с помощью которых ребенок овладевает способами соотнесения действий при складывании однородных, но разных по размеру предметов и игрушек, при закрывании коробок, игрушечных кастрюлек крышками. Полезны разъемные игрушки (яйца, грибы), кольца для надевания на дугу, небольшие мягкие конструкторы.


10-12 месяцев
Малыш осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрешек, прокатывание шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Интересны для детей этого возраста игровые столики с прорезями для вкладывания соответствующих предметов (разной формы, величины, цвета).


1,5 года
Постепенно добавляем новые игрушки, отражающие знание детей о животных (резиновые фигурки). Дети охотно играют с ними, выражают эмоциональное отношение к ним мимикой, звукоподражаниями. Очень необходимы малышам игрушки, изображающие знакомые предметы быта. Игрушечная мебель должна соответствовать росту ребенка, чтобы он мог садиться за стол и кормить свою куклу!
Для укрепления здоровья и развития движений нужны мячи, большие машины, каталки. Для того чтобы совершенствовать ходьбу, двигательные умения, приобретите технические игрушки – это могут быть детские коляски для кукол, машины средних размеров, заводные машины. Для сюжетных игр необходимы большие и средние строительные наборы кубиков. Дети строят дороги, гаражи, башни, домики.


2 года
Вашего малыша будут интересовать пирамидки из разных по размеру колец, матрешки из 3-4 вкладышей, очень уместны игрушки реалистические, игрушки-заместители, куклы со сгибающимися руками и ногами. В этом возрасте у детей происходит качественный скачок в развитии активной речи: актуальны будут кубики, на которых изображены понятные им предметы или картинки животных. Играя и поворачивая кубики, маленький человечек встречается с новой картинкой, пытается назвать новый предмет.


2-3 года
Ребенок становится более самостоятельным и умелым. Для всестороннего развития необходимы кегли, надувные крупные игрушки, тележки, машины больших и маленьких размеров, мячи разные по размеру. С ними он учится ориентироваться в пространстве, движения его становятся более координированными, ловкими. По-прежнему остаются кубики, вкладыши, матрешки и появляются более сложные игрушки, которые ребенок сможет разобрать и потом сложить. В этот период хорошо приобрести пластилин, смывающиеся краски, мозаику, игрушечную посуду.


3-5 лет
Время знакомить ребенка с играми по правилам. Для этой цели подойдут развивающие наборы, разно­образные простые домино и лото. В них ребенок учится соблюдению очередности, умению следить за действиями других и концентрировать внимание. Карточки лото хорошо использовать и в логопедических целях. Не менее важны в этот период мягкие игрушки. Они успокаивают ребенка, даря чувство безопасности и покоя. Уместным будет приобретение красок, доски и цветных мелков, фломастеров.


РАННЕЕ ДЕТСТВО
Это период самозабвенных игр с песком и водой. Малыш знакомится с миром и миллионом его качеств: сыпучестью, тяжестью, изменчивостью. Для игр с песком необходимы формочки, совки, ведра, мельницы. Для игр с водой (в том числе и в ванной) достаточно приобрести мягкие фигурки животных, коврики, рамки-вкладыши, которые можно намочить и прилепить к стенке в ванной.


5-8 лет
В этом возрасте ребенку хочется творить, поэтому ему нужны конструкторы, головоломки, шумовые музыкальные инструменты. Такие игры, как шашки и шахматы, не говоря уже о прочих настольных играх, которые стимулируют мышление. Пазлы и мозаики, ребусы и кроссворды очень полезны для ребенка. Простейшие механизмы, требующие сборки, которые можно снова разобрать, будут занимательны. Девочек можно учить азам шитья. Для всех малышей полезна лепка из пластилина и глины – она развивает мелкую моторику, стимулирует воображение.
В этом возрасте обычно уже понятно, к чему больше тяготеет малыш: к спорту или рисованию, поэтому вполне можно записать его в специальный кружок, где педагоги будут развивать его способности. В любом возрасте не нужно забывать о таком элементе воспитания и развлечения, как чтение книг. Сначала нужно читать вместе с малышом. Когда он научится читать самостоятельно, подбирайте литературу в соответствии с его возрастом и интересами. После прочтения необходимо обсудить вместе с ребенком прочитанное, не только для того, чтобы малыш запомнил, но и для формирования его мировоззрения, оценки действий и характеров героев. Чтение развивает речь и воображение, позволяет больше знать об окружающем мире. А вот посиделки перед телевизором и компьютером лучше ограничить!

Игрушка – мостик во взаимоотношениях ребенка с родителями. Игрушки никогда не должны заменять любовь и неформальное внимание взрослых. Родителям нужно принимать участие в детских играх, так вы сможете определять навыки, которыми обладает ребенок, помогать развивать их. Самооценка вашего малыша и уровень мастерства зависят от вашего прямого участия в его играх, облегчают развитие взаимоотношений между вами, так как в этом тесном контакте обе стороны получают радость, восхищаясь новыми открытиями.
Некоторые дети могут нуждаться в игрушках, чтобы компенсировать двигательную, зрительную или другую недееспособность. Некоторые игрушки связаны с эмоциональным и социальным риском. Графические изображения насилия, представленные в некоторых компьютерных и видеоиграх, могут приводить к актам насилия и агрессии со стороны ребенка. Хотя видео­игры классифицируются, но даже те, что помечаются «для всех», могут содержать существенное насилие. Игрушечное оружие или другие игрушки, поддерживающие насилие, должны быть ограничены!