0
Корзина пуста

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ. Средневековье

№105 / апрель 2016 /
Планета семья

Средневековье – что мы знаем об этом времени? Нет на земле, наверное, ни одного взрослого человека, который не имел бы собственного представления о рыцарях и прекрасных дамах, о величественных замках и крестовых походах. Несмотря на то, что этот исторический период закончился более 600 лет тому назад, сегодня мы с вами можем не только познать, но и прикоснуться к живым свидетельствам того периода в отличие от предшествующих временных отрезков.


Думая над содержанием статьи, мне было интересно узнать, какое все-таки время описал Шекспир в этой трагедии. Великий драматург жил в Эпоху Возрождения – период нового времени, граничащий со Средневековьем. Если внимательно вникать в содержание, то невозможно понять, когда же случилась эта всемирно известная романтическая история. Думаю, автор сделал это умышленно с целью сохранить на века привлекательность своего творения. И, тем не менее, сюжет произведения наталкивает на мысль, что действие развивалось на закате средневекового периода.

Средневековье – что мы знаем об этом времени? Нет на земле, наверное, ни одного взрослого человека, который не имел бы собственного представления о рыцарях и прекрасных дамах, о величественных замках и крестовых походах. Несмотря на то, что этот исторический период закончился более 600 лет тому назад, сегодня мы с вами можем не только познать, но и прикоснуться к живым свидетельствам того периода в отличие от предшествующих временных отрезков.
Во многих городах Европы и на территории нашей страны сохранились грандиозные памятники архитектурного искусства того времени. Многие из них являются историческими достопримечательностями Средневековья, а некоторые строения не утратили своего функционального назначения, они используются человеком и по сей день. Это то, что мы знаем и можем видеть. Но есть и то, что нам неизвестно и тем не менее крайне интересно для более широкого понимания особенностей того времени. Несмотря на весь романтизм, о котором мы знаем благодаря произведениям, художественно описывающим жизнь и быт Средневековья, авторы умалчивают об абсолютной антисанитарии общества, выражавшемся во всем, что было сопряжено с жизнью человека.
Почему люди так жили? Как и любой период в истории человеческой цивилизации, Средневековье имело свою социально-экономическую подоплеку, благодаря которой и обладает своим исторической форматом. Начало Средневековья (V век нашей эры) – это момент распада западной Римской империи под натиском германских варваров. Синтез социально-культурных и экономических особенностей Римской империи и общественно племенного строя варварских народов породил «Темный век», как его называл Петрарка, и в своем утверждении был абсолютно прав, так как Средневековье было регрессивным во всех отношениях.


ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА
Основой периода был феодальный строй. Территории средневековых государств были поделены на определенные участки, принадлежащие феодалам и передаваемые по наследству. Население (крестьяне), проживающее на этих феодальных наделах, было прикреплено к ним. Но в отличие от рабов Античности, они были более свободны, могли относительно беспрепятственно перемещаться и заниматься любым видом деятельности, главное – своевременно платить дань своему господину. В случае неоплаты следовало суровое наказание и отъем имущества, если таковое имелось, а при желании и субъективных обстоятельствах феодал казнил непокорного в назидание остальным.
Столь суровые отношения были не только между феодалом и низшим сословием – крестьянами. В тот период была четко выстроена социально-общественная иерархическая лестница по системе сюзерен–вассал. Вассал – это землевладелец-феодал, зависящий по своим земельным владениям от сюзерена, приносящий ему присягу и имеющий перед ним ряд обязательных повинностей, включая воинскую и денежную.


Феодальная лестница выглядела примерно так: в самом низу находился рыцарь-феодал – владелец одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состояло из целого селения. Рыцарь был вассалом барона – более крупного землевладельца (и замок побольше, и свой отряд из мелких феодалов), который в свою очередь подчинялся графу.
Граф – это очень крупный землевладелец, ему принадлежал не только замок, но и целый город, являющийся административным центром региона. На службе у графа были бароны со своими рыцарями. Система работала по принципу «васал моего вассала – уже не мой вассал». Самым крупным территориальным владетелем, занимающим первое место после короля в иерархической лестнице, был герцог. Ему принадлежали несколько городов с их графствами, а на службе у него были графы со своими вассалами. Абсолютным сюзереном в Средневековом государстве был король, которому принадлежало все королевство, а первыми слугами были герцоги.
Также существовали князья со своими княжествами. Как правило, это были маленькие государства, не дотягивающие по своему статусу до королевства и сформированные моноэтнической группой народностей, наподобие нынешних республик. Такое устройство общества имело не только административно-экономический, но и социально-культурный характер, ярким свидетельством которого являлось «право первой брачной ночи». Суть в том, что вышестоящий феодал имел полное право овладеть невестой своего «счастливого» жениха-вассала, который в случае непослушания был жестоко наказан.

Реальность устройства жизни того времени порождала бесконечные междоусобные феодальные войны, которые тормозили исоциальное, и экономическое развитие общества. Помимо всего велись и межгосударственные захватнические войны, как правило, подстрекаемые церковью. Примером служат кровавые крестовые походы, происходящие под знаменем освобождения Гроба Господня от неверных, а на самом деле – захват новых территорий в Палестине и у восточных Славян для Римской католической церкви. Военно-религиозные походы длились годами. Рыцари вынуждены были покидать свои земли и семьи, что в свою очередь породило такое интересное явление, как пояс верности – некий понудительный метод сохранения супружеской верности. На время похода феодал надевал на свою жену металлическую конструкцию: сие творение позволяло женщине справлять физиологические нужды, но не вступать в полноценные сексуальные отношения. Ключик от этой конструкции рыцарь увозил с собой. Вот такая романтика периода рыцарей и их дам сердца!


ЗДОРОВЬЕ И НЕДУГИ
В начале статьи я обмолвился об абсолютной антисанитарии и отсутствии гигиены как таковых в обществе того времени. Улочки и улицы города были буквально загажены помоями, мусором и человеческими испражнениями. Системы канализации и водопровода отсутствовали как вид, жители выбрасывали (сливали) из окон своих домов прямо на улицу все вышеперечисленное. Большую и маленькую нужду горожане справляли в проулках, закутках и за ближайшим углом. Это было нормой. Население Средневековой Европы не знало бань и прочих водных процедур. Рыцарь смердил буквально как отхожее место, так как справлял нужду прямо в свои рыцарские доспехи, а мыться и купаться считалось крайне неблагородно.
Это же касалось и прекрасных дам, своей гигиеной не отличавшихся от мужчин. Одежда и прическа кишели вшами и блохами. В это верится с трудом, но было именно так. Здоровые чистые зубы считались признаком простолюдинов, а улыбки красавиц высшего общества были украшены во все цвета кариеса и источали сногшибательную вонь. Представьте романтику интимных моментов...
Ситуация со здоровьем жителей Средневековья очевидна. Бичом исторического периода были инфекционные заболевания: дизентерия, холера, тиф, оспа, лепра и, конечно же, чума. Пандемия чумы XIV века в Европе унесла жизни 100 миллионов человек – треть населения. Ключевым моментом этого периода, сопряженным со здоровьем человека, было повсеместное господство церкви. Ее борьба с ересью, а иначе говоря, с инакомыслием, категорически тормозила развития науки, в том числе и медицину.
Все лечение больного заключалось в прочтении молитв и изгнании нечистой силы – других причин заболеваний не существовало. Тем не менее, в Средневековой Европе стали появляться университеты, а в некоторых из них и медицинские факультеты. Хотя и господствовала схоластика, как некая концепция философии образования, в основе которой было тупое заучивание псевдо профессиональных догм, четко отредактированных служителями церкви. И пока лекари того времени горячо обсуждали истинность той или иной догмы со ссылкой на ее святого автора, больной преспокойно погибал.
Несмотря на всю суровость того времени, человечество по крупицам накапливало всесторонние знания и навыки, послужившие основой к становлению нового исторического периода, который спустя примерно 1 000 лет средневековья начнется с эпохи Возрождения.

Нет комментариев Добавить комментарий