СИТУАЦИИ УСПЕХА. Спецпроект

№105 / апрель 2016 /
Наш человечек

Современным родителям предлагается масса вариантов: творческие, спортивные, развивающие центры для детей — на любой вкус. Но куда именно отдать свое чадо? Как определиться во всем этом многообразии, по каким критериям выбирать заведение, на что обратить внимание?

Чему учить детей, каким знаниям и по каким параметрам – эти вопросы волнуют и чиновников от образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рос­обрнадзор) ситуацию уже пообещала исправить и с сентября этого года начать по всей стране исследование качества дошкольного образования.
Против унифицированных экзаменов, против всякой оценки детей, особенно 4-6 летнего возраста, выступают воспитатели традиционных детских садов: дети должны играть и развиваться через игру, но если все будет упираться в определенные нормативы, то возможность творческого развития иссякнет. Через творчество ребенок учится мыслить, фантазировать, совершая каждый день массу новых открытий.
И в чем он состоит – этот необходимый дошкольный минимум? В объемах знаний сомневаются многие эксперты. Другое дело – личностные характеристики: коммуникабельность, открытость, инициативность… Именно они нужны малышам для успешной учебы в будущем, а единственный и самый грамотный способ их оценить – это пообщаться с ребенком один на один в процессе игры. Только такой способ – самый трудный и затратный по времени – действительно поможет выявить все склонности и способности будущего школьника.

ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО!

Проверка дошкольного образования не имеет ничего общего с экзаменами, тестированиями малышни или оценкой их знаний, не связана с какими-то испытаниями, которые нужно пройти…
В 2006 году была получена Нобелевская премия за большое исследование, доказывающее, что вклад в дошкольное образование дает очень серьезные успехи в дальнейшей жизни ребенка. И исследовать нужно не детей, не их персональные качества, а выявить условия организации жизни в детском саду, которые приводят к развитию, либо наоборот – препятствуют.


Происходит это следующим образом: в детский сад приходят 2-3 человека, специально обученные, у них есть так называемые дескрипторы – это система описаний условий в учреждении. Несколько часов они смотрят, наблюдают за условиями в учреждении, никоим образом не включаясь в процесс. Что для них важно? Это безопасность, гигиена, наличие свободного пространства, система общения преподавателя с ребенком. Задача этого исследования – дать учреждениям некие рекомендации по улучшению созданных условий.
Таким образом мы определяем и сопоставляем условия для развития детей в разных странах . Такого еще не было! Конечно, мы очень продвинутые в гигиене, безопасности, в оборудовании, но в плане возможностей больше проявлять самостоятельность, реализовывать свой замысел и уважать приватность маленького дошкольника – тут у нас есть к чему стремиться.

____________________________________________________________________________________

ОТКАЗ ОТ СТАВКИ НА УСПЕШНОСТЬ

– Начиная с 90-х годов нам постоянно твердят, что дети должны быть успешными. Насколько научна эта точка зрения?
– ФГОС дошкольного образования предполагает, что ребенок должен освоить те или иные области, достичь тех или иных целевых ориентиров. Но при этом нам законодательно запрещено оценивать работу дошкольных учреждений по результатам освоения этих областей и достижениям ориентиров. Это сознательный отказ от ставки на успешность. Оценка качества дошкольного образования связана не с тем, каких успехов достиг ребенок, а опирается на наличие среды, которая его окружает и максимально способствует его развитию. К сожалению, профессионалы это понимают, а вот у родителей иная установка: им важно, чтобы их ребенка после садика приняли в конкретную школу, директор которой может выдвигать довольно серьезные требования к будущим первоклассникам. Поэтому мамы и папы настаивают на том, чтобы педагоги дошкольного образования усиленно накачивали детей знаниями.

– То есть детсад не должен готовить детей к школе? А как же ставка на создание равных стартовых возможностей для будущих первоклассников?
– «Равные стартовые возможности» не самый удачный термин, он явно из прошлого, когда считалось, что все дети должны быть одинаковыми. Но каждый ребенок индивидуален, и исходить нужно именно из этого. Основная проблема, как мне кажется, в следующем – школа рассчитывает на то, что дети будут иметь определенный набор знаний. А мы говорим не о знаниях, а о средствах и инструментах познания, что вовсе не одно и то же. Например, ребенок должен уметь различать и произносить фонемы. Это очень важно, потому что на этом строится освоение языка. Но вряд ли нужно требовать от него умения писать и читать – это происходит на более поздних этапах развития.

Основная проблема, как мне кажется,
в следующем – школа рассчитывает на то,

что дети будут иметь определенный набор знаний


Точно так же существуют стандарты цветов, форм, величины. У ребенка должно быть четкое представление о том, что такое большое, маленькое, длинное, короткое, темное, светлое. Но ребенок в детском саду не выучивает это как некий блок информации, он впитывает это в процессе творческой деятельности – рисования, конструирования, лепки… Здесь явное отличие от школы, которая ориентирована на развитие именно знаний.
Можно, конечно, и таблицу Менделеева начать изучать в дошкольном возрасте, но проблема в том, что ребенок себя в этом процессе не сможет реализовать. А самореализация – самое главное в детском развитии, и начинается она очень рано. Если ребенок выражает себя через некий продукт своего творчества и если общество этот продукт поддерживает и поощряет его создание, тогда у ребенка появляется стремление к самосовершенствованию. Но если от ребенка требуется только усвоить знания, в том числе о таблице Менделеева, если от него ждут только запоминания тех или иных данных, значит, его развитие будет нарушено.

____________________________________________________________________________________


НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

Для тех родителей, которые близки

к приобретению невротического синдрома
на почве воспитания ребенка


В советское время дошкольное образование строилось на логике Платона: пространство линейно, любое развитие идет от низшего к высшему. Высший разум у взрослого, низший – у ребенка. Ребенок только родился, а результат уже задан. И малыш обязан освоить тот объем знаний, умений и навыков, который выбирает взрослый. Таким образом, взрослый является носителем высших форм, он – начальник, который выбирает понравившуюся реальность и накладывает ее на ребенка.
Надо признать, что начинающему родителю нелегко разобраться в великом многообразии схем, методик, концепций, касающихся всех сторон жизнедеятельности крохи. Не успев налюбоваться собственным чадом, родители исследуют просторы Интернета, дабы понять, что же для их крохи максимально хорошо: тугое или свободное пеленание, кормление по режиму или нет, «памперсы» – хорошо или плохо, носить ли в «слимах», спать ли в одной кровати или организовывать самостоятельное пространство ребенка, давать или нет пустышку, когда и чем прикармливать, когда и как приучать к горшку... И едва во всем этом разобравшись, пережив (или перетерпев) прорезывание зубов и кризис первого года, пытливый родитель приходит к специалисту, где его огорошивают каким-либо диагнозом типа задержки речевого развития, общего психического развития, ну или поддается панике, обнаружив, что «после трех уже поздно».
Используя родительский, бабушкинский и немного профессиональный опыт, я попробую тезисно предложить свою версию воспитания и развития ребенка.

Погруженный в подгузник ребенок

лишен возможности делать первые

интеллектуальные умозаключения


Если бы я была мамой, я бы начала строить воспитательно-развивающую работу с признания своего ребенка самостоятельной личностью, заслуживающей уважения хотя бы за то, что он выбрал меня своей мамой. Затем я бы сделала все для того, чтобы грудное вскармливание было основным (о пользе не буду – много говорено об этом). Пока малыш в труде добывает еду из маминой груди, он уже тренирует свой артикуляционный аппарат, что будет хорошим подспорьем в развитии и формировании способности говорить. И во время кормления никакая бы сила не смогла отвлечь меня от этого очень важного процесса – не просто еды малыша, а очень содержательного общения. Мамочки, скорее всего, помнят, как в такие моменты преданно и глубоко в душу устремлен взор ребенка… КАК можно в это время отвлекаться на что-то другое! А вот говорить самые нежные слова, мечтать вслух и петь песенки – это сколько угодно! Или просто молчать, радуясь и удивляясь сотворенному и творящемуся чуду! Это все касается и тех, кто кормит малыша из бутылочки (чувства ведь никто не отменял)… Именно в эти моменты возникает максимальная возможность для установления базовых доверительных отношений и формирования той мощной энергетической связи, благодаря которой мать чувствует своего дитя на расстоянии многих километров и в пространстве, и во времени.
Когда были маленькими мои дети, то нормой речевого развития считалось умение ребенка в возрасте 1 года проговаривать слова «мама», «баба», подражать звукам животных. В год! Сейчас дети говорят позже и основная причина замедления в развитии – это ношение одноразовых подгузников. Погруженный в подгузник ребенок лишен возможности делать первые интеллектуальные умозаключения, так как все контрольные функции мозга, которые завязаны на органах выделения, спят! Малыш не испытывает дискомфорта от мокрых пеленок и лишен возможности устанавливать причинно-следственные связи между физиологическими отправлениями и мокрыми штанишками. Первое интеллектуальное открытие отодвигается на неопределенное время.
Зато в это же самое время мамы (помня, что после трех уже поздно) начинают «наполнять» ребенка знаниями разного плана и качества, нарушая все биологические законы развития, те базовые исходные данные, которые делают уникальным каждого ребенка, не всегда зная, что самый эффективный способ воспитания и развития – это эмоциональное общение с малышом в совместной деятельности: пропевании песенок и потешек, в лепке и рисовании, играх с мячом, догонялках и других активностях. Знания, вколачиваемые в головы деток вопреки желанию или готовности, не принесут высокого развивающего эффекта, а наоборот могут привести к проблемам самого широкого спектра: от отказа учиться до невротических состояний.
Найти баланс между своими представлениями о том, как воспитывать и чему учить, и возможностями и интересами ребенка – важная задачка, которую надо решить очень компетентно и бережно.

____________________________________________________________________________________


УМНЫЕ ИГРЫ С ЛЮБИМЫМИ ИГРУШКАМИ

Волшебный песок

С чем любят играть дети? С песком и с игрушками! А еще они любят лепить и рисовать красками! И, конечно, все малыши любят сказку!


Множество игрушек, краски и пластилин есть у каждого ребенка дома, а песок есть на каждой детской площадке. Но только на занятиях по рисованию песком любимые игрушки, краски и пластилин заживут своей особой, осмысленной сказочной жизнью! Под руководством мудрого наставника, любящего и понимающего смысл игры, все предметы, интересные для малыша, легко и незаметно вовлекутся в сказочный сюжет и помогут вашему ребенку научиться выстраивать отношения с другими людьми и открыто выражать свое творческое начало!
Чем полезны игры с песком? Что происходит, когда маленькие пальчики касаются песка?
Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. У малышей игры с песком развивают мелкую моторику, улучшают работу мозга и, как следствие, память, соображение, координацию.
Через сочинение и разыгрывание сказочных сюжетов ребенок учится свободно выражать мысли, эмоции и отстаивать свои позиции. А если еще выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь вашего крохи буквально на глазах становится более четкой, ритмичной, яркой.
Игры с песком положительно влияют на эмоциональное самочувствие малыша и являются прекрасным средством для его саморазвития.
Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок. Песок дарит ощущение свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, познать в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок пропускает воду и, по утверждению парапсихологов, этот материал обладает уникальным свойством, замедляя и поглощая негативную энергию, которая «уходит сквозь песок».
Все, что нарисовано на песке, легко можно перенести на бумагу. С помощью красок и пластилина это поможет гармонизировать внутренний мир ребенка, позволит ему оставаться самим собой и разовьет глубинную уверенность в собственных силах.