№102 / ноябрь 2015 /
Планета семья
К российскому Дню матери журнал для родителей «Умка» уже седьмой год продолжает рассказывать о приемных семьях Волгограда, которые подарили тепло и ласку малышам, впустили в свой дом настоящее родительское счастье.
Семья Никитенко-Ткачевых-Майковых: мама Светлана Николаевна Никитенко,
Анастасия Никитенко (15 лет), Вика Ткачева (16 лет), Марина Никитенко (18 лет),
папа Андрей Викторович Никитенко, Никита Майков (3 года 4 месяца)
В этом году Никитенко отпраздновали фарфоровую свадьбу – 20лет совместной жизни! Это большая и дружная семья из трех дочек и маленького сыночка, у каждого свои обязанности, все помогают друг другу и с удовольствием проводят вместе досуг.
– Расскажите, как проходит ваш обычный будний день?
Мама: Первым очень рано встает наш папа – накормить, напоить курочек и индюшат. Это наше маленькое подсобное хозяйство, которое мы буквально недавно завели в качестве эксперимента. Девчонки уже взрослые, они сами просыпаются, рассчитывая свое время – кому к какой паре. Они уходят, а я уже поднимаю Никитосика, и мы с ним собираемся в садик.
Папа: Если собираться всем вместе одновременно, то нам не хватает даже этих двух туалетов, пока каждая причешется, умоется!..
Мама: Пока я на работе, девчонки постоянно звонят мне, докладывают, где они, куда приехали, чтобы я не волновалась. Каждый вечер у нас традиция – семейный ужин. Собираемся вместе, обсуждаем, как прошел день, какие были новости, достижения. Я принципиально не соглашаюсь вешать на кухне телевизор, борюсь с ними со всеми. Наша столовая – это единственное место, где нет телевизора, иначе все будут смотреть его, и поговорить не удастся.
Папа: Вот сегодня у Вики было посвящение в студенты, они выступали. За ужином ждем подробного рассказа от нее, как все прошло.
Мама: Вечером девчонки либо занимаются уроками, либо мы собираемся в зале – смотрим телевизор и, конечно, всех объединяет это маленькое золотое чудо – Никита. И играем, и занимаемся с ним. Зимой вместе катаемся на коньках. У нас рядом очень красивый пруд. Никита в санках, девочки и меня учат. Папа в выходной день тоже гуляет с нами.
– В семье как-то распределены обязанности по дому?
Мама: Конечно! Постепенно, по мере взросления, девочки взяли на себя всю уборку по дому, они сами между собой решают, кто и что убирает, я уже этой темы не касаюсь давно. Если позволяет время, с удовольствием готовлю сама, а когда вот недавно защищала диссертацию, то девочки еще и готовили на всю семью. Жены будут отличные – умеют все! Когда меня нет, Марина за старшую. Девочки ее слушаются, она для них авторитет во всем, начиная с внешнего вида и прически, заканчивая делами и поступками.
В органах опеки нам посоветовали правовую форму «приемная семья» – то же опекунство, но на возмездной основе
– Вы взяли Вику пять лет назад. Расскажите ее историю…
Мама: Вика появилась в нашей семье, когда ей было 10 лет. Получилось так, что муж поехал в Астраханскую область, на похороны своего брата. И узнал, что у него осталась дочка: когда умерла ее мама, Викуське было пять лет. Девочка осталась с бабушкой и папой: пока все хорошо – она жила дома, как папа позволяет себе лишнее – органы опеки забирают ребенка в приют.
Андрей узнал об этом, звонит мне оттуда, рассказывает это все и говорит, какая разница – два или три ребенка. Место где жить, есть, вещей море… У нас тогда была трехкомнатная квартира в Советском районе.
Папа: В органах опеки нам посоветовали правовую форму «приемная семья» – то же опекунство, но на возмездной основе. Государство выплачивает пособие на содержание ребенка плюс заработную плату приемной семье. Когда Вика вырастет, ей будет и квартира от государства, плюс по этой форме предоставляется ежегодный бесплатный отдых в лагере или в санатории... Вот Никита только что вернулся – ездил с бабушкой. Маму, к сожалению, работа пока не отпускает.
– То есть до Вики у вас не было мысли усыновить ребенка?
Мама: Вообще не было, мы не искали никого. С Никитосиком получилось уже не так спонтанно. Мы с мужем очень хотели сына, но никак не получалось – две девочки и все, больше Бог деток не давал. И тогда мы стали целенаправленно искать, тем более у нас уже был опыт с Викой.
Из той семьи, откуда был взят Никита – он был четвертым ребенком у молодой 25-летней мамы. Ее лишали родительских прав на каждого. Первую девочку родила – ее взяла одна семья. Еще две девочки попали в семью к моим очень хорошим знакомым. И тут через какое-то время их, по родственному принципу, оповещают, что есть еще мальчик. Они уже >>> >>>не смогли брать больше детей и сказали о нем нам.
Никита прожил с мамой три месяца. Органы опеки, поскольку уже знают семью, постоянно ее проверяли. Пришли раз – мамы нет, ребенок с бабушкой пьяненькой, второй раз пришли, третий… Мать лишили родительских прав по суду. В постановлении суда написано: «бабушка с сожителем макали соску в самогон, чтобы ребенок крепче спал». Но это сейчас так легко рассказывать, а насколько трудоемкий процесс лишения прав! И самое страшное, что ребенок в этот момент находится в социальном учреждении, и у него нет статуса – его никто не может забрать! В три месяца его забрали от матери, а получили мы его в 11 месяцев из Дома ребенка в Волжском. Это страшно долго. Понятно, что когда их изымают, они должны пройти карантин, медкомиссию на выявление заболеваний. Персонал в Доме ребенка, конечно, замечательный! Никита был там любимчиком. У него была любимая няня. Она относилась к нему как к родному. И директор Наталья Злобова – замечательный человек, женщина верующая – крестная нашего Никиты. У них своя часовенка, она приглашает батюшку, казаков и сразу всех деток крестят. За них молятся во всех монастырях. Мы не теряем общение с ними, часто созваниваемся. Нас приглашают на праздники, и мы вместе радуемся нашим достижениям.
Персонал в Доме ребенка, конечно, замечательный! Никита был там любимчиком. У него была любимая няня.
– Какой-то был период адаптации с Викой, поскольку она была уже не малышка и все помнила?
Мама: Сначала у нас у всех был период эйфории, она даже везде писала нашу фамилию и отчество, но потом мы договорились, что нам надо прославлять ее фамилию – Ткачевых. Вика ведь замечательно поет, у нее грамоты за первые места, кубки. Но с проблемами мы сами справлялись, никуда не обращались, наверное, еще во многом благодаря моему педагогическому образованию и опыту работы с подростками в школе, в колледже.
Если мне кто-то скажет, что нет никаких проблем, все хорошо – никогда не поверю. Либо человек лжет, либо лицемерит. Не бойтесь проговаривать свои страхи и переживания с детьми, не вините во всех проблемах только себя. В период адаптации, когда было особенно тяжело, я делилась своими переживаниями с мужем, родителями и близкими друзьями. Они меня всегда поддерживали, давали советы. И детям нужно доверять, порой они интуитивно помогают быстро и безболезненно выйти из сложной ситуации.
Литературу нужно читать, и Интернет помогает. У нас есть волгоградский форум приемных семей, где мамы любую ситуацию анонимно могут обсудить, и психолог поможет. Я ездила на форум Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону. Мне казалось, что только у меня проблемы, а после общения с мамами поняла, что у меня-то еще все далеко не так уж плохо. Каждую проблему можно рассматривать под разным углом. Все можно решить. Я всегда это и детям говорю. Главное, что все живы и здоровы. Кризис, денег нет… Их может никогда не хватать, или чаша полная, а человек все равно несчастливый.
– Нередки случаи, когда родители, приняв маленького ребенка, отдают его обратно, спустя много лет, не выдержав подросткового периода…
Мама: Конечно, возвращать ребенка обратно – это однозначно это преступление. Важно оставаться людьми, вспомнить, какими они сами были в детстве, тоже наверняка не идеальными подростками. И не нужно рассматривать все под увеличительным стеклом. Рецепта, конечно, нет. Главное, не бояться обращаться к специалистам. Мы, например, с приемными детьми обязаны не только отчитываться за финансы, но и каждый год проходить медкомиссии. Многие родители пишут, что это недостаток приемной формы. Да, иной раз пока обойдешь всех, то проскальзывают такие мысли. Со своими-то в таком возрасте мы вообще в поликлинику уже не ходим. Но я считаю, что это, наоборот, хорошо. Специалисты не только ведь физическое состояние здоровья оценивают, с нами работают и психолог, и социальный педагог. Потому что дети могут чего-то бояться, не договаривать, а постороннему человеку, который видит ситуацию несколько по-другому, ребенок открывается с другой стороны…
Родителям не нужно этого бояться. Многие ведь как могут думать: ой, если я сейчас пойду к психологу, она доложит в органы опеки, если у меня там что-то не в порядке, и ребенка заберут. Стереотипы у нас старые. Хотя сейчас можно везде анонимно обращаться.
– Когда брали детей, какие были мысли, страхи?
Папа: Были, конечно, страхи. Полюбишь – не полюбишь, как жизнь изменится… Уже привыкли вроде жить с одним укладом… Пока готовились документы, мы приезжали к Никите в Дом ребенка, чтобы он видел нас, привыкал к чужим людям. Старались на руках носить, играть с ним.
Мама: Это ты сначала боялся, а сейчас Никита – твой хвостик: с утра с шуруповертом уже на подвиги тебя зовет.
– Будете ли вы еще брать деток?
Мама: Уже после Никиты в прошлом году мы хотели взять еще ребенка, девочки скоро вырастут, а Никита останется один, надо ему братика. Но очередь такая огромная! А проблема сейчас везде одна – многие пары не могут вообще иметь деток. У нас, к несчастью, очень сложная система устройства ребенка в приемную семью, слишком много непонятных инстанций и сложностей в оформлении. Слишком много времени ребенок ждет своих родителей, его могли бы уже брать на ручки, давать ему тепло и ласку, но бумаги-бумаги-бумаги…
Я как раз собираюсь в Москву на IV Всероссийский форум приемных семей с 8 по 11 ноября. И хочу там поднять этот вопрос. Проблема именно в затянутости оформления документов. Почему-то за бумажками бюрократическая машина забывает про детей. И это мы, миллионный город. А что делается в области, в селе?..
– Что посоветуете тем семьям, которые сейчас находятся в раздумьях – брать или не брать ребенка?
Мама: Главное, конечно, всем здоровья и ничего не бояться, если вы уже решили, то идти до конца. Если Бог дает ребенка, то он даст силы и на ребенка: и моральные, и материальные. Дети дают такую энергию! Это огромный заряд позитива и самое главное – не отчаиваться, не опускать руки, видеть в детях только хорошее и говорить, что мои дети самые лучшие. Особенно пожелать, чтобы супруги друг друга поддерживали. Я благодарна мужу, что он в тяжелых ситуациях вседа меня поддерживает, не дает раскисать. Женщина гармонична, если у нее хорошо везде. Будет поддержка со стороны любимого человека, она будет и к деткам хорошо относиться, и мужу дарить тепло, и в доме будет уютно, и на работе все будет хорошо. Главное – хвост трубой!