УСТАМИ МЛАДЕНЦА

№108/ август-сентябрь 2016 /
Наш человечек


Четкая грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Представляете, как это важно для маленького человечка – уметь хорошо говорить и, соответственно, комфортно чувствовать себя как в семье, так и среди сверстников!

Развитие речи у ребенка происходит поэтапно и может запаздывать или иметь отклонения. Факторов и предпосылок, изменяющих естественный процесс формирования речи, большое множество, и статистика показывает, что процент детей с нарушением в ее развитии в последнее время постоянно растет. Но опытные специалисты уверены в том, что в детском возрасте практически все проблемы произношения речи решаемы, главное – вовремя обратиться к профессионалам! Ведь лучше сейчас исправить и забыть, чем потом наверстывать упущенное, когда в подростковом возрасте проблема может приобрести более серьезный характер.
Конечно, чаще встречаются простые отставания, с которыми легко может справиться один логопед, но бывает и так, что истинная причина кроется в неврологии и психиатрии. И здесь нужна диагностика от разных специалистов, обладающих богатым опытом совместной работы.
В этом году сеть многопрофильных клиник «Диалайн» открыла «Центр речи», где специалисты помогают решать различные проблемы, связанные с формированием речи детей, своевременно диагностировать нарушения и эффективно устранять их. Здесь в одной команде работают логопед-дефектолог и нейропсихолог, оториноларинголог, врач-невролог, педиатр и психотерапевт в рамках коррекции речи, поведения и обучения детей с самого раннего возраста. Здесь решаются задачи в комплексе, выявляется и корректируется истинная причина проблемы!
С самого рождения в процессе плановых осмотров ребенка врач-невролог оценивает степень речевого развития, выявляя слабые стороны малыша (моторика, сенсорика), и уже с учетом этих данных назначает профилактическое лечение, чтобы в период интенсивного развития (с 3 до 5 лет) у малыша сформировалась четкая фразовая речь.
Однако начало речи закладывается практически с рождения – с первого месяца жизни, когда ребеночек начинает издавать первые звуки, начинает включаться в связи между родными по определенной схеме развития: к 2-3 месяцам кроха гулит, потом лепечет и плавно переходит к слогам. К году уже сформирован определенный словарный запас: «мама», «папа», «баба», «деда», в идеале это 15-20 слов. Дальше формируется простая фразовая речь из 2-3 слов, которые складываются в простые предложения.

Заметить минимальные мозговые дисфункции, связанные с патологиями во время беременности, в раннем возрасте могут только опытные специалисты. В этом и заключается совокупная работа врачей «Центра речи» ДИАЛАЙН: на самом раннем этапе выявить отклонения от нормы в двигательном, речевом, психическом развитии, чтобы было как можно легче их исправить.
Иначе в дальнейшем эти недолеченные или невыявленные ранее проблемы обязательно дадут о себе знать, например, в начальной школе: ребенок устает, отвлекается, не успевает, не усваивает материал, невнятно говорит. Отсюда формируется распространенная проблема детской невнимательности, неусидчивости, рассеянности и речевых нарушений.

Родители – это первичное окружение малыша, именно они играют первостепенную роль в развитии младенца. Кроха привыкает к запаху и теплу мамы, нежному отношению с первых дней жизни, прикосновениям и поцелуям, к тембру родительских голосов, ощущениям и зрительному восприятию самых близких людей. Какое это имеет отношение к речи? Самое непосредственное: разнообразие диапазонов и тембров голосов мамы и папы фиксируется в головном мозге ребенка, связывая их с положительными или отрицательными эмоциями. Как звуки произносятся в домашней среде, так и ваш малыш воспроизведет их в полном объеме через 12-24 месяцев при достаточном психоэмоциональном и интеллектуальном развитии.
Речь быстрее развивается при обогащении тактильных ощущений с рук: упражнения с игрушками, рисование, лепка, развитие мелкой и крупной моторики. При благоприятном восприятии окружающего мира почти отсутствуют проблемы произношения звуков, снижается и статистика обращений к логопеду.
Каждый ребенок индивидуален и каждому требуется отдельный подход и свой темп работы. Главное – вовремя обратить внимание на нарушение и принять меры. Ведь проблемы с речью отрицательно сказываются на общем развитии ребенка, а также влекут вторичные нарушения высших психических функций – мышления, памяти, внимания.

Согласно современным исследованиям, в раннем возрасте мозг ребенка намного быстрее способен усвоить родной язык. Чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше возможностей будет у ребенка для правильного развития, ведь речь, как высшая психическая функция, является основой и инструментом познания окружающего мира, совместных игр и получения знаний в школе.
Специалисты «Центра речи» ДИАЛАЙН нацелены на эффективное развитие возможностей вашего малыша, на устранение всех видов речевых нарушений у детей.
Комплексный подход, преемственность работы, классическая дефектология в сочетании с применяемыми современными российскими методиками для ускорения процесса устранения речевых дефектов являются основными принципами работы «Центра речи».

Заботьтесь о будущем своего ребенка и своевременно обращайтесь к специалистам!