РОЖДЕННЫЕ СЕРДЦЕМ. Спецпроект.

№110/ декабрь 2016 - январь 2017 /
Планета семья

В честь Дня Матери в России каждый год журнал для родителей УМКА рассказывает истории о приемных семьях волгограда, которые подарили тепло и ласку малышам, впустили в свой дом настоящее родительское счастье.  

Раиса Никулина:
«Даже в самой трудной ситуации верьте, что ваши новые дети – бесценны!»

Беседовали и пили чай с удивительным медом Наталья Полякова (текст) и Анна Борытко (фото).


Первое впечатление от знакомства с семьей Никулиных родилось благодаря их дому – большому, светлому, чистому и очень гармоничному внутри: каждая вещь на своем месте, каждая безделушка «по делу». При этом даже малознакомый человек начинает ощущать себя в его стенах согретым.
Вместе с улыбчивой и подвижной мамой Раисой Михайловной и приемными детьми 13-летней Альбиной и 12-летним Тимуром мы устраиваемся на карамельного цвета кухне пить чай с сушками, бутербродами и, конечно же, медом. Глава этого гостеприимного семейства и супруг Раисы Михайловны держит пасеку. И именно поэтому пообщаться мне с ним так и не удалось – Николай Васильевич уехал в Санкт-Петербург на месяц продавать душистый мед.
Единокровных детей в большой семье Никулиных трое: старшему сыну Василию уже 35 лет, он занимается бизнесом; среднему Давиду исполнилось 20 лет, он учится и работает у брата; дочери Марии 15 лет, она учится в школе, поет, интересуется литературой и журналистикой.



Василий – сам многодетный папа, у него растут четверо (!) своих детишек. Живет старший сын с семьей неподалеку от родителей, видятся они часто, но это не мешает всем Никулиным каждую субботу собираться вместе на «обязательный ритуал» – баню, после которой хорошо нырнуть в прохладный бассейн тут же – во дворе старшего сына.
– Василий и стал в нашей семье «зачинщиком» по взятым под опеку детям, – рассказала нам Раиса Михайловна. – В детстве он нам с супругом покоя не давал, дескать, почему у меня нет брата или сестрички?! А тут, когда ему лет десять было, такой случай произошел: я работала в магазине, и вдруг забегает ко мне мужчина, ведя девочку лет трех за руку, и говорит: «Можно я ее на немного здесь оставлю? Там мужики дерутся, и я не хочу, чтобы ребенок это видел!».
Раиса Михайловна согласилась, искренне порадовавшись про себя: «Какой у этой девочки заботливый папа!». Увы, «заботливый» папа не явился за дочкой ни через час, ни через три, и даже в конце рабочего дня его не было. Раиса Михайловна отработала со Светой (так звали девочку) смену и отправилась с ней домой: куда ж еще? А дома Василий так привязался к подброшенной «сестренке», что когда ее горе-папа через недели три объявился, ни за что не хотел ее возвращать.
Повзрослев, Вася до сих пор жалеет, что не настоял тогда на опеке над Светланой: «Эх, мы бы из нее человека сделали! А сейчас?!». Увы, жизнь «сестренки Светы» так и не выровнялась: мама и папа пьют, девочка выживала, как могла, родила ребенка в 16 лет, по сей день она где-то скитается…



Это был первый «эксперимент с опекой» в семье Никулиных, но не последний. Летом 2006 года в Красноармейском приюте для несовершеннолетних был ремонт, поэтому детей «разбирали» на время по надежным семьям. Тогда и семья Никулиных забрала к себе на несколько месяцев 13-летнего Батыра и 10-летнюю Ольгу. Вместе с мамой ребята прибыли из Туркменистана, где на тот момент бушевали беспорядки. Оставшись в Волгограде, их маме надо было время, чтобы привести в порядок документы, устроиться на работу, найти жилье. Именно поэтому специалисты миграционной службы предложили женщине пока поместить Батыра и Олю в Красноармейский приют.
– Ребята прожили у нас 6 месяцев, Батыр подружился с моими мальчишками, а когда мама приехала их с Олей забирать, разрыдался, – рассказала нам Раиса Михайловна. – Я тогда ни слова не поняла из их эмоционального диалога с мамой, но несколько лет спустя сестра Оля, которая до сих пор приезжает к нам в гости, перевела мне те слова Батыра: «Мама, я не хочу отсюда уезжать! Да, я люблю тебя, очень. Но что ты мне можешь дать? Забирай Ольгу, она хочет к тебе, а меня здесь оставь! Пожалуйста!».



Родная мама Батыра и Олю у Никулиных не оставила. Как и предполагал тогда маленький Батыр, маме с двумя детьми на руках было тяжело. Брат и сестра кое-как закончили школу, учиться дальше не пошли, на сегодня Батыр – безработный. Хотя Василий несколько раз через Ольгу предлагал парню трудоустройство на своем предприятии.



– Приход в нашу семью на время Батыра и Оли стал чем-то вроде генеральной репетиции «настоящей опеки», – рассказала Раиса Михайловна дальше. – В 2008 году, когда нашей Маше было семь лет, на семейном совете мы решили взять еще одного ребенка, мальчика. В «Лучике» увидели четырехлетнего Тимура, его глаза… А тут сюрприз: оказалось, что у Тимура есть сестричка Альбина, годом старше его. Решили, что под опеку возьмем обоих. И хоть документы на деток оформлялись медленно и трудно, нас это не смутило. Напротив, сейчас я думаю, что это было правильно: таким образом проверялась решимость нас, будущих приемных родителей.
– Помните, как уезжали с Альбиной и Тимуром из приюта?
– Конечно! Поразило, что они сразу, в машине, сказали, что мамой будут меня называть. И стали наперебой называть!
– Трудно было сначала, Раиса Михайловна?
– Не то слово! Без мата они не разговаривали, трудиться не хотели, даже кое-какие вещи, украшения из дома пропадали, словом, всякое было… Выдержать и получить нынешних Альбину и Тимура – добрых, заботливых, трудолюбивых, искренних и любящих – мне помогли молитва и целеустремленность. С детства было стыдно, если сдавалась. И тут подумала: да как я буду на себя в зеркало смотреть, если отдам ребят обратно в приют?! Нет, вперед, все будет хорошо!
Кстати, вот мой совет всем будущим опекунам и приемным родителям: несмотря на трудности, ошибки, огорчения, верьте, что ваши новые дети – очень хорошие, золотые, бесценные.
Просто они пока не научились проявлять свои лучшие качества и обнаруживать таланты. А то, что все это в них есть – даже не сомневайтесь! И в какой-то момент произойдет чудо – вас захлестнет поток невостребованной, неразделенной, искренней и горячей детской любви! Это и есть счастье…



– А теперь ваша очередь отвечать на вопросы, – обращаюсь я к Альбине и Тимуру. – Готовы? Поехали! Альбин, я видела пианино в зале, знаю от мамы, что ты учишься музыке, уже становилась призером конкурсов. Почему именно музыка? Что тебя в ней привлекает?
– Это мама разглядела во мне музыкальный талант, я не знала, что у меня получится. Когда мы сюда с Тимиком из приюта приехали, я смешно пела и танцевала, по-цыгански. Сейчас я думаю, что музыкой можно выразить все тоньше и глубже, чем словами. Еще мне нравится разбирать новые произведения, особенно Чайковского… Надеюсь, что когда-нибудь поступлю в Волгоградский институт искусств им. Серебрякова.
– Тимур, а ты о чем мечтаешь?
– Футболом заниматься. Отсюда далеко меня в секцию возить, но ничего: я еще немного подрасту и буду сам ездить. Мечтаю хоть раз в жизни сыграть за «Барселону», поучаствовать в автогонках и играть в театре.