СПЕЦПРОЕКТ: ИГРА. Часть I.

№111 / февраль - март 2017 /

Наш человечек

КАК ИГРЫ ВЛИЯЮТ НА ДЕТЕЙ? 

Согласно данным Института современных медиа, на сегодняшний день в крупных городах почти у каждого десятилетнего ребенка есть свой телефон или планшет. По статистике в мобильные игры в 3-4 года играют 49% детей, в 5-8 лет – 76%,
в 9-10 лет – 84%.



Отрицать, что видеоигры носят массовый характер среди детей, видится уже нецелесообразным. И раз маленьких геймеров так много, перед родителями назревает естественный вопрос:



Психологи утверждают, что при верном подборе контента, расчете проводимого за игрой времени и достаточном участии взрослого мобильные развлечения полезны для детей. Желание оградить чадо от современных устройств имеет больше отрицательных, нежели положительных последствий. Специалисты полагают, что ребенок может вовремя не развить навыки, которыми обладает большинство его ровесников, а родители потеряют возможность дополнительного контакта с отпрыском.


Алена Короткова, руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа, поясняет: «Образовательные мобильные игры при сохранении других форм общения и досуга открывают ряд уникальных возможностей для развития ребенка!».


Так, в 2015 году в одном из детских садов Москвы провели эксперимент «Цифровой детский сад». Некоторые группы получили планшеты со специально разработанными развивающими играми. «Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, – не сказать ничего», – отмечает методист Елена Кириллова.



Как в книгах и мультфильмах, так в играх и приложениях все зависит от конкретного содержания. Верно подобранный материал будет оказывать лишь положительное влияние, способствовать обучению и развитию.


По состоянию на март 2016 года мальчики и девочки от 2 до 5 лет предпочитают прочему головоломки, пазлы и обучающий контент. Стрелялки, драки и стратегии интересуют их в меньшей степени. Тяга к знаниям преобладает, и взрослым необходимо поощрять желание детей познавать новое. 70% родителей сообщают, что их дети-обладатели смартфонов играют довольно-таки часто. Однако около трети тех, кто имеет доступ к различным устройствам (в том числе и к домашнему компьютеру), регулярно пользуются источниками с образовательным контентом.


Одним из таких источников призвана стать новая передача «ИгроУмка», созданная специально для самых маленьких телезрителей. Премьера состоялась 31 января 2017 года на телеканале Gamanoid TV.


Исполнительный продюсер Яна Антонова поясняет:

«Программа построена таким образом, чтобы не просто развлекать детей, но и удовлетворять их тягу к знаниям. Вместе с ведущей малыши будут играть, смотреть красочные познавательные мультфильмы, проводить опыты, отвечать на вопросы, а главное – наглядно узнают много интересного о природе, растениях и окружающем мире». Следить за передачами можно не только на канале Gamanoid.tv, но и в видеоархивах официального сайта gamanoid.ru.



В конечном итоге выбор всегда за родителями. Если рассматривать игры и приложения как средство получения знаний, равное учебникам, то очевидно, что они выполняют свою задачу не хуже, а порой и эффективнее за счет интерактивности. Однако не стоит забывать, что ни то, ни другое не является панацеей – лишь под чутким родительским присмотром дети могут играть и учиться в удовольствие и на пользу.