СПЕЦПРОЕКТ: ИГРА. Часть II.

№111 / февраль - март 2017 /

Наш человечек

ПИСТОЛЕТЫ, ТАНКИ,  ПУШКИ. Дарить или исключить?

Родители часто оказываются в растерянности, приходя в магазин с ребенком, который просит купить ему пистолет, как у друга в детском саду, или меч, как у черепашки-ниндзя. Покупать или вообще исключить из использования игрушки, изображающие оружие? Если покупать, то в каких количествах? 


Влияют ли милитаристские игрушки на развитие агрессивности ребенка, если он постоянно играет с ними, или нет? Это непростые вопросы, на которые, к сожалению, нельзя дать однозначного ответа.


Прежде всего, это связано с тем, что по этическим соображениям достоверные научные исследования по данной теме невозможны. Однако в практической работе психологов, психотерапевтов и психиатров не наблюдается случаев, когда сама по себе игрушка оказывала бы травмирующее воздействие на ребенка или развивала агрессивность. Этому способствуют, скорее, другие факторы, такие как неблагоприятная семейная обстановка, внешние негативные события или наблюдение за жестоким поведением, например, по телевизору.


ТРАДИЦИИ И ЭМОЦИИ
Игрушечное оружие, солдатики, военная техника считаются традиционными видами игрушек, особенно для мальчиков. С их помощью дети осваивают такие понятия, как «свои» и «чужие», «добро» и «зло». Задачами родителей являются внимательность, общение с ребенком в процессе игры, комментарии и объяснения основных моральных норм и правил. Важно показать малышу границу между игрой и реальностью: то, что порой возможно в игре, нельзя делать в жизни. То же касается и отношений между участниками игры: нужно научить «врагов», участвующих в «войнушке», оставаться друзьями после ее окончания.


Дети в процессе игры с оружием и драками могут проживать собственные негативные эмоции, разрешать свои внутренние конфликты и выплескивать накопившееся напряжение. Существует мнение, что «военные» игры выполняли такую свою функцию только в послевоенные годы, когда люди старались пережить произошедшие ужасы реальной войны. Конечно, время изменилось, но отрицательные эмоции – злость, ненависть, агрессия, жестокость – никуда не делись. А значит, потребность переживать их и выражать в приемлемой форме остается. Важно, чтобы у ребенка были игрушки, позволяющие удовлетворить эту потребность.



ИНСТРУМЕНТЫ ИГРЫ
Однако не стоит покупать только милитари-игрушки мальчикам или только куклы девочкам. Лучше, когда у вашего ребенка есть разнообразные средства для самовыражения и разностороннего обучения. Если же ребенок требует в магазине исключительно пистолеты, автоматы, мечи или воинов, это повод задуматься и понаблюдать более внимательно за его поведением и переживаниями. Возможно, малыш испытывает трудности в чем-то или не может внутри преодолеть какую-то ситуацию. Сам процесс игры и ее характер также могут дать родителям много информации о внутреннем мире и психологическом состоянии их чада, поэтому лучше чаще наблюдать за его игрой, чтобы понимать собственного ребенка.


Игрушка – будь то плюшевый мишка или пистолет – это «инструмент» игры, и использовать его можно по-разному. Агрессивному ребенку не обязательно иметь игрушечное оружие, он может ударить палкой или даже кулаком. Поэтому родителям необходимо, прежде всего, заботиться о создании благоприятной и психологически здоровой атмосферы в семье, показывать собственный пример неагрессивного взаимодействия в конфликтах друг с другом или с окружающими людьми. И, конечно, как можно чаще выражать свою любовь, ведь это главный залог психологического благополучия и гармоничного развития наших детей.