СПЕЦПРОЕКТ: УЧИТЬ ИЛИ ЗАБИТЬ? Часть II

№111/ апрель-май 2017 /
Наш человечек

О пользе раннего развития написаны миллионы статьей и тысячи книг. И, наверное, не меньше сказано о его вреде.



При этом, как сторонники обучения детей с пеленок, так и противники такого подхода могут привести немало положительных примеров обоснования своей позиции. Мне же кажется, что истину нужно искать где-то посредине.


Скажем, усиленно заниматься с ребенком, используя специальные методики, нужно в случае, когда к этому имеются медицинские показания. Если «мозговые шестеренки» плохо смазаны, крутятся с трудом или не крутятся вовсе, задача чадолюбивых мам и пап заручиться поддержкой специалиста.


Именно так, к слову, родились многие современные направления раннего развития. Самый известный пример – карточки Глена Домана, которые изначально создавались для детей с поражениями нервной системы. Это уже потом, во многом благодаря амбициозным родителям, методика была адаптирована под нужды (нужды ли?) обычных мальчиков и девочек.



К исключениям можно также отнести детей-вундеркиндов. Тех, что сами стремятся получить как можно больше знаний, превосходя сверстников в своих способностях к обучению. Впрочем, в этом случае родителям также не обязательно тратить время и силы на раннее развитие, так как такие ребятишки прекрасно получают все, что им нужно, самостоятельно. Задача их мам и пап – обеспечить доступ к интересующей информации.


А вот остальным мне хочется посоветовать расслабиться и помнить, что стопроцентная польза от раннего развития не доказана, в то время как навредить ребенку лишней нагрузкой очень легко.


Причиной, по которой я завела сегодня этот разговор, стало полученное приглашение на специальные обучающие курсы для родителей, желающих, чтобы их дети отказались от подгузников в пользу осознанного пользования горшком.
Достаточно пройти тренинг – обещает учитель – и уже через несколько месяцев даже месячный младенец будет сам оповещать родителей о своих естественных желаниях.



Не принимая во внимание антинаучность этого утверждения, забыв о возрастной физиологии и этапах созревания мозга, мы вряд ли можем игнорировать вопрос побудительной причины: зачем тратить деньги и время, если придет время, и малыш сам все поймет? С минимальными усилиями всех участников процесса.


Не сомневаюсь, тем, кто полагает иначе, найдется, что мне ответить. Уверена, аргументы будут многочисленными и витиеватыми, но не могу отделаться от мысли, что благими намерениями в данном случае прикрыты (не очень, кстати, искусно) родительские амбиции. Их уши торчат и во многих других случаях, будь то занятия с кубиками Зайцева с пеленок или с самодельными книгами Сесиль Лупан.


Но лучшая ли это мотивация, учитывая, что желаемые результаты будут достигнуты не всегда, а подорванное доверие вполне вероятно придется восстанавливать еще долго?


Знавала я детей, которые на любое, даже вполне нейтральное предложение матери заняться чем-то вместе, забивались под стол или кровать, справедливо полагая, что та хорошего не посоветует.


И наоборот – немало видела малышей, которые без методик и экспериментов приходили к тем же результатам, что и их продвинутые сверстники. Пусть и чуть-чуть позднее.
Конечно, мои наблюдения не имеют силы социологического исследования. Безусловно, многое зависит от самого ребенка, ведь все дети разные, каждый со своим темпераментом и увлечениями, даже в одной семье развиваются по-разному. И все же… Перефразируя классика, ни одно интеллектуальное достижение не стоит слезы ребенка. Поэтому лично для себя я вывела следующие правила, которыми сегодня хочу поделиться со всеми:


ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ.
Если ваш сын или дочь с вашей активной помощью освоит букварь в четыре года, максимум, что это даст – пару лет форы. Возможно, еще и высокую технику чтения в начальной школе. Поверьте, это не стоит тех усилий, которые придется потратить, чтобы обучить ребенка тому, к чему его мозг еще не до конца созрел (вундеркиндов в расчет не берем!). Дети, освоившие эту науку чуть позднее, но с меньшими для себя и родителей усилиями, от всех прочих ничем не отличаются.


«ВКЛЮЧАЙТЕСЬ» ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НУЖНО.
Пример. У сына одной моей знакомой в саду возникли трудности с обучением. Он никак не мог «подружиться» с ручкой, и даже нехитрые схемы давались ему с трудом.
– Мы не знаем, что делать, – разводили воспитатели руками. – Он левша, и мы не понимаем, с какой стороны к нему подойти.
Родительница не стала рассуждать о профессиональном уровне педагогов, а просто забрала отпрыска из дошкольного учреждения на несколько месяцев. Используя специальную методическую литературу, она день за днем терпеливо занималась с ребенком. Осторожно, но упорно преодолевая его вполне естественное сопротивление. Таким образом, уже к школе они избавились от проблем и оказались во всеоружии. А воспитатели потом звонили маме, чтобы перенять опыт. Они были поражены, каких успехов ей удалось достичь с «плохо обучаемым ребенком».


НЕ СРАВНИВАЙТЕ.
Никогда не идите по пути «если может кто-то, можешь и ты». Не факт. А если такое желание все же возникает и не дает покоя, просто оглянитесь вокруг и спросите себя, сможете ли вы сами повторить успех каждого человека из вашего окружения? А всех людей на Земле? Можете ли вы прыгать с шестом, как Исинбаева, играть в теннис, как Шарапова, кататься на коньках, как Слуцкая, и решать задачи, как Перельман? Если нет, и вы позволяете себе быть уникальным, в том числе в своей посредственности, позвольте это и своему ребенку.
Если же, несмотря на все вышесказанное, вы все равно мечтаете увидеть сына или дочь на вершине успеха, почитайте биографии великих людей. Многие из них не имеют высшего образования, а кое-кто даже школу не окончил. Помните, что энциклопедические знания еще не делали никого более счастливым, популярным или богатым. Редкие исключения в лице участников «Что? Где? Когда?» не в счет.
Главное – это любовь и принятие.


Банально? Да, потому что очевидно. Но от этого не менее сложно. Любить ребенка чистой, не омраченной родительскими амбициями, любовью многим непросто, но… И про это тоже есть свои курсы. •