7 СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА

№112/ июль 2017 /

Наш человечек

Ребенок не говорит. До какого возраста это является нормой?
В каком возрасте стоит начитать постановку звуков?
Сколько занятий потребуется для постановки одного звука?

Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье логопеда-дефектолога детской академии развития талантов «Сократ».


Текст: Алеся Арташ, логопед-дефектолог детской академии развития талантов «Сократ», тел. 24-27-40




В норме ребенок начинает говорить с 1,5–2 лет, но если ваш малыш не говорит и в 3 года, то необходимо обратиться за консультацией к логопеду, а также обязательно посетить врача-невролога, чтобы выявить причины молчания.


Формирование речи – это определенные этапы развития, через которые ваш малыш, также как и через этапы физического развития, должен пройти своевременно. Вы же будете волноваться, если к четырем месяцам он не держит головку?


Можно ждать до 5 лет, если ребенок буквы Р или Л не выговаривает. А «каша во рту» – это серьезный повод работать со специалистом и дома ежедневно заниматься. Обратитесь за консультацией к специалисту, послушайте его мнение: какие меры предпринять по предотвращению неправильного звукопроизношения.

Если ребенку уже исполнилось 6 лет, а он до сих пор не выговаривает некоторые звуки – срочно к логопеду!


 

Самый благоприятный, так называемый сензитивный период, – это возраст с 4 до 5 лет, и период между 6 и 7 годами – до того, как ребенок пойдет в школу.

Многие родители уверены, что звуки с возрастом появятся сами. К сожалению, это бывает крайне редко. Сегодня возрастает количество трудных родов, часто беременность протекает с осложнениями, мамочки не бросают вредные привычки… Все это, в свою очередь, часто дает осложнение и на речевом развитии ребенка. И само точно не пройдет – необходима помощь специалиста!

 


В среднем 10-12 занятий. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от того, как быстро его речевой аппарат привыкает к новым укладам. А также на продолжительность будут влиять сложность дефекта и степень вовлеченности родителей в процесс коррекции речи.

Это подобно танцу: чтобы поставить красивый номер, необходимо выучить все связки отдельно, запомнить последовательность и отработать все до такой степени, чтобы не приходилось задумываться о том, как и какое движение должно сделать тело. Так и в произношении: сначала нужно поставить звук изолированно, затем научиться произносить слоги, потом – слова, затем отработать произношение звука в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях. Тогда не придется задумываться о том, куда и как двигать язык.


 

 

Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому:

  • нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
  • желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
  • следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • нельзя наказывать ребенка за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять;
  • полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.