ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД!

№115/ декабрь 2017 – январь 2018 /
Наш человечек

Ваш малыш совсем скоро пойдет в детский сад. Конечно, вы волнуетесь и надеетесь на то, что этот этап пройдет легко, и ваш кроха с удовольствием и без криков с первого дня привыкнет к детсаду. Мы собрали для вас рекомендации по облегчению адаптации малыша в детском саду от семейных психологов и практикующего воспитателя детского сада. 

ВЕСЬ МИР – ЭТО МАМА!


Текст: Елена Викторовна Донец,
воспитатель высшей категории МОУ Центр –детский сад №390, Волгоград


У маленького ребенка весь окружающий его мир – это МАМА. Он познает мир ее глазами, видит в нем то, чему его научили. Это его МИР, в котором он живет. Другого мира он еще не знает.


Отдавать ребенка в детский сад или нет, и в каком возрасте это лучше сделать – вопрос многих семей. В современном технологическом, быстро развивающемся обществе нередки случаи, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад в доход семьи. И чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.


Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям, всему новому и неизвестному.


Любовь Воскобойникова

Фото: Любовь Воскобойникова


ТРИ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ МАЛЫША


Легкая

Некоторые дети адаптируются относительно легко, поведение ребенка приходит в норму в течение 1–3 недель. Снижение аппетита при легкой степени адаптации умеренное, и через неделю повышается до нормального уровня. Также и сон налаживается в течение одной–двух недель.


Средняя

Неустойчивое настроение, отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Снижается активность малыша, он становится эмоционально подавленным. Может нарушиться стул, появиться потливость, темные круги под глазами. Острые респираторные заболевания возникают чаще и протекают тяжелее. Все эти симптомы проходят обычно к концу второго месяца.


Тяжелая

Вызывает особую тревогу, длится от 2 до 6 месяцев. Сильное снижение аппетита, физической и эмоциональной активности, длительное и тяжелое течение болезней, появляются патологические привычки грызть ногти, сосать палец. Если ситуация длится полгода и более, то встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

 

ФОРМИРУЕМ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ НА САД


Текст: Марина Белова,
семейный и детский психолог, тел. 8-903-373-5186


Многие мамы удивляются тому, как легко их ребенок впервые заходит в группу и, казалось бы, совсем не переживает уход мамы. Но следующие дни показывают, что все не так просто. Потому что в привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются:


  • четкий режим дня;
  • отсутствие мамы рядом;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
  • резкое уменьшение персонального внимания.


Однако ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание.


Это хорошо, что малыш плачет!

Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Хуже, когда кроха настолько скован стрессом, что не может плакать. Плач – помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете. Но вы-то знаете!


Любовь Воскобойникова

Фото: Любовь Воскобойникова 


Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду работают люди, действительно внимательные к детям.


Положительная «игра в садик»

Эта подготовка может заключаться в чтении сказочных историй о посещении садика, играх «в садик» с игрушками, прогулках возле садика и на его территории, рассказах малышу, что ему предстоит туда ходить. Желательно познакомить ребенка с воспитателями заранеемалышу будет значительно легче. Особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом.


Легче адаптироваться к детскому саду детям...

физически здоровым, не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»;

– чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы;

– имеющим навыки самостоятельности в одевании одежды (хотя бы в небольшом объеме), принятии пищи, в «горшечном» этикете. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на обучение, а пользуется уже сложившимися навыками;

– чей режим дня близок к распорядку в детском саду. За месяц до посещения сада родители приводят режим ребенка к тому, какой его ждет в саду:
7:30 – подъем, умывание, одевание;
8:30 – крайнее время для прихода в сад;
8:40 – завтрак;
10:30 – прогулка;
12:00 – возвращение с прогулки;
12:15 – обед;
13:00 – 15:00 – дневной сон;
15:30 – полдник.
Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 21:00.


Труднее привыкнуть к детскому саду...

детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее).

Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в детсад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома).


В присутствии ребенка всегда отзывайтесь
положительно о воспитателях и саде.
Даже если вам что-то не нравится.

 


Как помогут ребенку самые близкие?  

Важно создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша. Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.


В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не нравится. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Расскажите кому-нибудь в его присутствии о том, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.


В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Позвольте поспать чуть дольше, но не «отсыпаться» слишком долго, что существенно сдвинет распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.


Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте свое любимое чадо, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). 


Любовь Воскобойникова

Фото: Любовь Воскобойникова


СКАЗКОТЕРАПИЯ
Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.


С заботой о маме

«За кадром» рассуждений об адаптации всегда остается один очень важный человек – мама, которая находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Часто мамы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными.


Поступление в сад – это момент отделения мамы от ребенка, это испытание для обоих. У мамы тоже «рвется» сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Но помните, чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.



АДАПТАЦИЯ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС 


Текст: Екатерина Сафонова,
психолог, портал «Я-Родитель»




Для каждого ребенка смена домашней обстановки – серьезный стресс. Адаптация – сложный процесс, который не всегда протекает легко и быстро. Для того, чтобы сделать его как можно более безболезненным, по возможности следуйте этим правилам:


  • Не отдавать ребенка в сад раньше 33,5 лет.
  • Научить малыша элементарным навыкам самообслуживания – одеться, сходить в туалет, есть ложкой и вилкой.
  • Внедрять посещение детского сада в жизнь ребенка постепенно – сначала посещать садик вместе на пару часов, затем оставлять ненадолго малыша одного, затем удлинять этот временной промежуток.
  • Оставить ребенку какую-то свою вещь – шарф, сумку, кофту. Если ребенок будет видеть, что вы оставили не только его, но и что-то еще, у него сложится впечатление, что вы обязательно вернетесь и заберете и его, и свою кофту.
  • Уважать чувства малыша. Если он плачет, не хочет идти в садик, скучает, не умаляйте значимости этих переживаний. Отнеситесь к ним так же серьезно, как отнеслись бы к переживаниям взрослого человека.