Я НЕ ЖАДНЫЙ – Я ДОМОВИТЫЙ!

№117/ маЙ 2018 /
Наш человечек

Жадность и щедрость – два противоположных человеческих качества. Маленькие дети искренни, поэтому ярко проявляют свои особенности. На первый взгляд кажется, что щедрость – это хорошо, а жадность – плохо. Но каждая из этих особенностей имеет свои плюсы и минусы.

Текст: Светлана Садовникова, педагог, психолог, член оргкомитета межрегионального педагогического фестиваля «Алый парус», победитель Областных и Всероссийских конкурсов воспитательных систем образовательных организаций. Саратов (Курская обл.)

 


В любом детском коллективе найдется ребенок, который не делится игрушками и не угощает других сладостями. С ним никто не хочет дружить, его не берут в общие игры. На игровой площадке постоянные конфликты. Малышу хочется играть, но не хочется делиться.


Жадина-говядина

Он готов брать чужие игрушки, но не дает свои. Ему обидно, что другие дети его игнорируют. Он привлекает к себе внимание любыми способами, вплоть до агрессии и отбирания чужих игрушек.


Иногда обстановка накаляется, появляются родители, которые силой отбирают игрушки, отдают их другим детям и уносят плачущего малыша с игровой площадки. Испорченная прогулка сопровождается длинными нотациями о жадности, и, возможно, заканчивается наказанием.


Быть жадным, несомненно, плохо:


  • нарушается процесс взаимодействия с другими детьми, ребенок может стать изгоем;
  • жадность проявляется также в эмоциях и чувствах: ребенок не умеет выражать свои чувства, проявлять эмоции, ценить эмоции и чувства людей;
  • появляются проблемы нравственного воспитания


 

Но есть и существенные плюсы:


  • дети умеют беречь свои вещи;
  • они не пускают никого в свою душу, охраняя ее от чужих насмешек и обид.


 

У такого ребенка игрушки в целости, а вещи в порядке. У родителей нет проблем с потерянными вещами или небрежным обращением с ними. Они могут быть спокойны за то, что никто не ранит душу их ребенка.


 

Душа нараспашку

Щедрые дети с удовольствием делятся всем, что у них есть: игрушками, вкусностями, вещами, эмоциями. Они не умеют хранить секреты, не таят в душе обид. Они открыты всему миру и рады тому, что окружающие принимают от них все, что у них есть.

Щедрость, несомненно, одна из главных добродетелей. Щедрые люди любимы окружающими, с ними дружат, их уважают. Щедрые дети искренни и бесхитростны, они не конфликтуют с другими детьми. Однако и это качество имеет свои положительные и отрицательные моменты.


Плюсы щедрости:


  • высокая коммуникабельность, быстрое сходство с детьми;
  • неконфликтность и неагрессивность;
  • открытость, искренность;
  • умение сопереживать.


 

Минусы:


  • отсутствие контроля над собственными вещами: дети их теряют и забывают;
  • неуважение к труду и заботе взрослых;
  • эмоциональная ранимость;
  • неспособность принимать и соблюдать чужие личностные границы.


 

Все просто: я даю все, что у меня есть, и могу брать все, что есть у других. Щедрые дети постоянно забывают свои игрушки, не следят за вещами. По окончании игры они зачастую даже не вспоминают о том, что игрушки нужно забрать домой.

Очень часто щедрость и безответственность стоят рядом.

 


Щедрый собственник

Кажется, что найти золотую середину невозможно, но на самом деле это не так. Быть щедрым – не означает отдавать другим то, что тебе не нужно. Быть щедрым – значит, делиться тем, что тебе дорого. Для воспитания щедрости очень важно научить ребенка быть собственником.


Для начала нужно понять, что для ребенка раннего возраста нет границ, и его личные вещи – это часть его самого. Он либо отдает себя другим, либо прячется от окружающих под понятием «мое».


Ребенок должен уметь быть собственником: знать свою одежду, зубную щетку, постельное белье, игрушки. У него могут быть любимые книги и вещи.


Воспитать собственника непросто, но возможно. Нужно четко соблюдать несколько правил.


Правило 1. Уважение.

Уважение к ребенку – первый шаг к воспитанию щедрости. Нельзя брать без спросу его вещи. Взрослые должны уважать личное пространство крохи, тогда он будет с уважением относиться к чужим вещам. Важно объяснять, что есть личные вещи, которые не дают другим не из жадности, а по гигиеническим соображениям: зубная щетка, косметика. Ребенок быстро поймет, что у него много всего интересного, но без друзей это не имеет смысла. Радость общения, подкрепленная щедростью, приносит массу положительных эмоций, учит дружить и любить.


Правило 2. Договор.

Дошкольный возраст предполагает постоянное взаимодействие со сверстниками в процессе игры. Если ваш малыш идет играть с другими детьми, то это предполагает, что он будет брать чужие игрушки и делиться своими. Важно этот момент оговаривать с ребенком, если он хочет взять новую игрушку в детский сад или на детскую площадку. Родители и дети вступают в договоренность: взрослые разрешают брать игрушки при условии, что ребенок будет делиться ими и при этом следить за сохранностью. Договор очень важен для детско-родительских отношений. Он позволяет детям осознавать уважение родителей к ним.


Правило 3. Контроль.

Помогайте детям быть щедрыми собственниками. У каждого человека есть вещи, которые нам особенно дороги, и мы не хотим делиться ими. Нужно донести, что эти вещи не нужно брать на площадку, с ними играют дома, гораздо проще взять с собой другие игрушки. Проговорите с детьми, что именно он берет с собой, повторите этот диалог при возвращении с площадки. Спрашивайте ребенка о его вещах в процессе игры.


Щедрый собственник – прекрасная перспектива для взрослого человека: успешного, коммуникабельного, внимательного, заботливого – счастливого. А не об этом ли мечтает каждый родитель?