№126/ осень 2020 / Заниматься в многочисленных программах центров раннего развития с рождения или подарить ребенку осмысленное детство? А какое это детство в XXI веке: с гаджетами, Интернетом и бешеным темпом жизни родителей? Современный мир диктует нам новые подходы к воспитанию, которым нужно учиться мамам и папам. Учиться жить осмысленно. |
Все эти темы мы обсудили за круглым столом со специалистами по раннему развитию: психологами, логопедами и педагогами.
Текст: Анастасия Корнилова
ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ СОБРАЛИСЬ:
Екатерина Канивецкая, психолог, детская академия развития талантов «Сократ» (далее – Е. К.)
Ирина Павлова, руководитель центра раннего развития «Жили-были дети» (далее – И. П.)
Ольга Матасова, кандидат педагогических наук, директор частного детского сада «Разумка» (далее – О. М.)
Екатерина Безрукова, директор филиалов Центр плавания и развития «Купландия» (далее – Е. Б.)
Ольга Попова, основатель и директор Логопедический пункт №1 (далее – О. П.)
Наталья Катрунова, руководитель центра изучения иностранных языков Intelligence и английского сада «Билингва» (далее – Н. К.)
Анна Разуваева, главный редактор журнала для родителей УМКА – модератор встречи
– Что такое раннее развитие ребенка? В каком возрасте оно начинается? Давайте дадим короткие четкие определения.
Н. К.: Это активное развитие физических и умственных способностей ребенка с рождения до 3-4 лет.
И. П.: Это фундамент для будущего развития ребенка.
О. М.: Это ключевой промежуток в жизни человека. Полученный на данном этапе опыт является основой развития психики в более позднем возрасте.
Е. Б.: Ранее развитие – это залог стопроцентного здоровья ребенка: как физического, так и эмоционального. Возраст от рождения до года – самый благодатный период. Чем больше мы вложим на старте, тем больше получим отдачи потом. Если мы будоражим физическое развитие, эмоциональное будет автоматически развиваться.
О. П.: Раннее развитие – это успешный старт в будущее, это адекватное владение ситуацией на данный момент, это адаптивность к любым нестандартным обстоятельствам и своевременная реакция на разные внешние раздражители.
Е. К.: И нужно понимать, что лучше сделать для развития ребенка в этом возрасте, а что – отложить на поздний срок.
КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
– Какие навыки будут востребованы у взрослого населения в 40-50-х годах XXI века? К чему уже сейчас надо приучать свое чадо?
И. П.: Самое главное – поддерживать процесс познания у ребенка и развивать его. Ребенок рождается с тем, что он хочет познавать. Но! Если родители не поддерживают интерес ребенка, его стремление потухает, и вот тогда начинаются проблемы.
Е. Б.: Нужно обязательно дать ребенку самостоятельно развиваться! Сейчас слишком много ненужных вспомогательных средств: круг на шею, манежи, ходунки! И это ужасно. Ребенок должен научиться пользоваться своими возможностями. Дайте ребенку прыгать, бегать, лазить, познавать мир, кричать. Это его характер, это его амбиции, он их должен проявлять!
Е. К.: Уверенность в себе и базовое доверие к миру – это ценное качество, которое важно привить ребенку будущего. Чтобы можно было решаться и достигать целей, а второе – это критичность восприятия.
– Эмоциональный интеллект: что это и как он связан с ранним развитием?
О. М.: В первую очередь, это эмоционально яркие отношения с близкими взрослыми, потому что ведущий тип деятельности в раннем возрасте – это эмоциональное общение с взрослым в семье. Родители должны уделять отдельное внимание эмоциям: проговаривать свои чувства, акцентировать внимание ребенка на его эмоциональном состоянии, и, конечно же следить за собственными эмоциями. Стараться всячески наполнять жизнь ребенка радостью, минимизировать гаджеты, читать вместе книги и эмоционально окрашивать речь – всё это будет отличным стартом для развития эмоционального интеллекта малыша!
О. П.: Важно научить ребенка понимать свои эмоции! Он должен фиксировать свои эмоции и понимать, почему сердится. В раннем возрасте дети очень часто негодуют. Очень часто видим ситуации, когда ребенок валяется на полу, истерит и требует что-то купить. Как обычно мама реагирует? Ругает, выплескивает свои эмоции на ребенка и между ними случается конфликт. Если мама сначала сама успокоится, поговорит и поможет ребенку понять сложившуюся ситуацию, то конфликт сойдет на нет. В следующий раз ребенок будет лучше чувствовать свои эмоции и понимать их.
Е. Б.: Сталкиваясь с ситуацией, мы должны проанализировать, что мы сами сделали не так, и постараться объяснить ребенку спокойно проблему, разрешить ее. Например, постоянно покупая в магазине сладости ребенку, в какой-то момент взрослый вдруг перестает их покупать. А ребенок привык. Началась истерика, если произошел отказ. Объясните, почему вы отказали, поговорите. Диалог – это важно!
Н. К.: Самый легкий способ научить малыша такому навыку – это всегда делиться своими эмоциями с ребенком, рассказывать, как ты себя чувствуешь и почему! Например, можно сказать малышу: «Я очень расстроена, потому что мы с тобой разбили мою любимую вазу во время игры. Но мы можем ее склеить, и я снова буду радостной».
О. М: В настоящее время достаточное количество родителей пытаются записать детей на всевозможные дополнительные занятия по развитию эмоционального интеллекта, при этом сами либо игнорируют эмоции ребенка, либо резко их гасят. Ну, например, в ситуации, когда ребенок начинает выражать свои бурные реакции по поводу сломанной игрушки, родители, вместо того, чтобы спокойно объяснить, разделить, вербализировать увиденные эмоции ребёнка, либо начинают сами нервничать и злиться, либо вовсе не реагируют на подобную ситуацию! А для ребёнка – это настоящая, эмоционально насыщенная «маленькая трагедия».
О. П.: Мы часто на занятиях видим такие моменты: у всех цейтнот, сумасшедший тайминг. Мамочки с бешеной скоростью пытаются внести в плотное расписание ребенка различные секции. Маме нужно научиться спокойно все распределять, без лишних нагрузок. Посмотрите на детей: они априори все делают медленно, они никуда не спешат в этом мире.
Е. К.: В раннем возрасте у мамы с ребенком общие границы. Ребенок познает мир через маму, поэтому в первые три года мама работает не над ребенком – мама растет сама. Мама рождается в день рождения своего ребенка. Осознанная мама должна воспитывать себя, работать над собой и уметь восполнять ресурс.
– Навык инициативности и умение работать в команде – это супернавык, который будет востребован в будущем. Можно ли этому обучить еще в раннем возрасте?
О. П.: Да, и только в семье. Когда семья активная, инициативная, когда сама мама открыта всему новому, активно развивается, стремится познавать мир… Семья – это первая ячейка. Государство должно помогать семье путешествовать, создавая различные программы для этого.
Е. Б.: Есть дети, которые с первого дня активные, отлично себя чувствуют на занятиях. А есть дети, которым сложно адаптироваться на занятиях: это, как правило, мальчики. Мальчики более тонкие эмоционально, очень мягкие. Активность детей зависит также от того, как ведет себя мама, от ее настроя. Развивайте взаимосвязь с ребенком – вам поможет это в будущем лучше понимать друг друга.
– Если ребенок гиперактивен… Как управлять концентрацией внимания?
О. П.: Гиперактивность разделяется на физиологическую и социальную. Если речь идет о первой, то в этому случае нужна медикаментозная коррекция. Социальная гипперактивность – это результат не стыковки темпа жизни и темпов развития психики.
Е. Б: С раннего возраста мы стараемся максимально попробовать разные секции с детьми. Нужно посмотреть на ребенка: чем он больше заинтересован? Что ему больше всего нравится? А не тащить дитя во все кружки сразу! Достаточно 3-5 занятий, чтобы понять – нравится или нет.
И. П.: Задача нашего центра – через одно направление, которое выбрали родители для развития ребенка, максимально дать знаний и умений. Если это творчество, там и математика может быть.
Н. К.: Продолжительность активного внимания в разном возрасте изменяется. До 4 лет концентрация внимания у ребенка не более 15 минут, следовательно, первое, что должен делать родитель, это дробить задания для малыша на небольшие, но, что очень важно, выполнимые задания. Чтобы управлять вниманием ребенка педагоги всегда вовлекают малыша в игру! Только по-настоящему интересные и увлекательные маленькие задания способны поддерживать активную концентрацию внимания.
«ПРОЖИВАТЬ» ЗАНЯТИЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
– И все-таки: нужно водить кроху на занятия по раннему развитию?
И. П.: Обязательно пробуйте! Ведь довольно часто пробные занятия бесплатные. Другое дело, что не нужно нагружать ребенка, еще такого маленького, сразу несколькими кружками. Остановитесь на одном-двух направлениях, где ребенку больше всего понравилось и он там справляется. А еще важно, как мама включается в эти занятия. Ведь их нужно «проживать» вместе с ребенком: все моменты занятия и домашнего задания в том числе.
О. П.: Если мама везде успевает, то почему нет? Важно: она должна быть максимально погружена в занятия своего ребенка – успевать на родительскую пятиминутку в разных клубах, слышать педагога, разговаривать с ним, вникать в процесс занятия, вместе с ребенком делать домашнюю работу, вместе с ребенком проконтролировать и отрефлексировать прошедшее занятие. Не гоняйтесь по кружкам, увеличивая их количество и в итоге не понимая, что вообще происходит вокруг.
Е. Б.: После занятий, садика или школы обязательно спрашивайте, как прошел день: причем задавайте не простые вопросы («как дела?»), а сложные, чтобы ребенок рассказал об этапах своего дня: как кушал, что его развеселило, что запомнилось, что огорчило, с кем подружился. И обязательно важен контакт «глаза в глаза»! Не спрашивайте с высоты своего роста, ребенок должен чувствовать связь – опуститесь на его уровень.
И. П.: У нас есть хорошая традиция. Я очень занятая мама. Но в обязательном режиме выделяю каждый день 20 минут, в которые я и мои сыновья делаем что-то вместе. Именно я и сыновья, без папы. Это может быть игра, творчество или обсуждение какой-то ситуации, разговоры. Это не я придумываю тему, сыновья сами решают, что им важно сегодня со мной сделать или обсудить. 20 минут – это не так мало, как может показаться. Только дети и полностью мое внимание им, а все проблемы – в сторону!
Е. Б: Думаю, важно находить время на каждого ребенка в отдельности. Дети раскрываются по-разному: когда они вдвоем с братом или сестрой, или когда каждый наедине с родителем. Зачем это нужно? Чтобы не потерять ребенка в периоде взросления, именно тогда часто дети закрываются от родителей.
О. П.: Все идет от необразованности, непонимания, неосознанности родительской. Если мама не видит, к чему влечет отсутствие общения с ребенком, то она не представляет последствий.
Е. К.: Самое важное, чем должны заниматься учителя, тренеры, – это педагогическое просвещение родителей и объяснение перспективы, которую можно получить при грамотном воспитании детей. Если я буду знать о хороших практиках, то моя жизнь и жизнь моих детей качественно станет лучше. Мы все научились пить стакан воды с утра, а почему бы не закрепить полезные практики родительства? Потому что не понимаем перспективы…
ЧЕМУ ЛУШЕ УЧИТЬ УЖЕ ПОСЛЕ ТРЕХ ЛЕТ?
Е. К.: Стадия от рождения до трех лет – это развитие сенсомоторного интеллекта, развитие эмоций и движения. А такие вещи, как изучение алфавита, английского, лучше отложить на потом.
О. М.: Всегда нужно ориентироваться на ребёнка. Если мы видим живой интерес, если мы замечаем его эмоциональную вовлеченность, и малыш действительно бежит на эти занятия, например, на тот же английский, то почему бы и не дать возможность познать ребёнку эту область знания? В ситуации, когда родители настаивают, принуждают, в то время как дети плачут и протестуют, пользу такое обучение и развитие точно не принесёт.
Н. К.: В период с рождения и до самой школы обучение второму иностранному языку развивает мозг ребенка. Учеными уже давно доказано, что дети, с которыми разговаривают на двух языках с рождения в будущем намного более развиты, чем их сверстники. Такие дети обладают аналитическим мышлением и способны запоминать большой объем информации, при этом обладая навыками быстрого переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Во взрослой же жизни знание иностранных языков открывает возможность работы в иностранных компаниях на более высокооплачиваемой должности, путешествий по всему миру, не прибегая к услугам туроператоров, международным бракам и обучению в престижных иностранных вузах.
И. П.: Если есть серьезная проблема, которая диагностирована, например, физическая гиперактивность, то, конечно, такие занятия не нужны. Если все хорошо и отклонений нет, то почему бы не ходить в развивающие центры?
О. П.: Иногда занятия просто необходимы. Например, когда есть задержка речевого развития, когда синдром дефицита внимания и гиперактивности, когда есть задержка психического развития. У ребенка первоначально может быть протест, ибо меняется социальная ситуация. Мамина грамотность и внимание к ребенку помогут избежать реальных проблем со здоровьем.
О. М.: Достаточно 3-5 занятий, чтобы понять, привык ребенок или нет, комфортно ему или не уютно.
О. П.: Не менее важна роль педагога. Например, картина: ребенку 2,5 года, он не разговаривает. В одном из центров ребенку некомфортно, у ребенка протест, тогда нужно сменить педагога.
Е. Б.: Смотрите на ребенка, как он реагирует: попробуйте сменить время занятий, пробуйте все варианты и находите ту золотую середину.
НУЖНА ЛИ ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ?
Е. Б.: Этот вопрос всегда будет на чаше весов. Кто-то считает, что необходимо овладение новыми технологиями, а кто-то – что это только вред. У каждого свое МНЕНИЕ.
Е. К.: В семье должна быть цифровая культура! Ребенку нужно объяснять, что телефон и компьютер – это инструменты для работы родителей. А вообще важно донести до детей причинно-следственную связь: что может дать другой вид досуга вместо гаджетов. Сколько сейчас развивающих игр, пособий, книг… Уже давно доказано, что гаджеты приводят к зависимости, которая сравнима с наркотической, если не хуже. Впоследствии это влечет за собой физиологические отклонения (кривая шея, потеря зрения, нарушение кровообращение) и самое главное – возникает эмоциональная лабильность – дети не умеют выражать свои эмоции.
И. П.: Если запрещать, то мы к чему придем? Нужно принять существование гаджетов, объяснить их предназначение, дать понять, в каких рамках общаемся со смартфоном, показать полезность другого вида досуга. И самое главное, предложить эту самую альтернативу! Запрещать ни в коем случае, иначе вы нарветесь на злобу и агрессию.
О. М.: Важно объяснить и научить ребёнка проводить время по-другому, причём это невозможно без вовлечения родителей в жизнь малыша. Целесообразно объяснять для каких целей и задач нужен телефон.
Е. К.: Родителям нужно ответить себе на вопрос, чего они боятся, не позволяя играть в телефон. И когда ты поймешь свой основной страх, тогда ты будешь решать конкретную задачу.
О. П.: У родителей должна быть осознанность, время, терпение, настойчивость и желание договариваться со своим ребенком, а не просто вручить в руки планшет. Ты хочешь «заткнуть» своего ребенка? Хочешь получить свое время? Или ты как-то грамотно развиваешь ребенка через цифровую среду? Решите это для себя.
Е. К.: Телефон – это основной способ «выключить» ребенка. Пока он в телефоне – у вас нет ребенка. Задумайтесь! Скажи себе, что у тебя нет ребенка, и осознай это.
О. М.: При этом, я считаю, что нельзя полностью исключить гаджеты из жизни детей. Мы имеем дело с ребёнком XXI века, он рождается и развивается в полной цифровизации. Рано или поздно гаджеты войдут в его жизнь, вот только вопрос: как и с какими приоритетами.
Е. Б.: Ребенок не может проанализировать: хорошо это или плохо. Это могут сделать только родители. Поэтому объясняйте детям, для чего нужны гаджеты, какую пользу они несут. Пока ребенок это сам не пройдет, он не поймет.
Во время обсуждения поднялось много ярких и эмоциональных тем, иногда до слез на глазах. В завершение участники резюмировали свои тезисы так:
- Раннее развитие – это возраст от рождения до трех лет, когда закладывается фундамент в становлении личности.
- Главная компетенция в современную цифровую эпоху – это самостоятельное, активное познание мира, которое должно поддерживаться родителями.
- В раннем возрасте у мамы с ребенком общие границы. Родителям важно сохранять в равновесии свое эмоциональное состояние и учить детей проявлять и понимать свои эмоции.
- Если есть физическая гиперактивность – то развивающие занятия лучше отложить на поздний срок.
- Мама должна максимально быть погружена в жизнь своего ребенка, и в дополнительные занятия в том числе. Ей нужно «проживать» все моменты дополнительных занятий ребенка.
- Находите время исключительно на ребенка. Без внешних раздражителей. Создавайте с ним полезную традицию совместного досуга.
- Навыку активности и инициативности можно научиться только в семье. Будьте активными родителями!
- При выборе дополнительных занятий определите, что больше нравится ребенку, и не переусердствуйте с количеством кружков.
- Уже невозможно полностью исключить из жизни гаджеты. Но можно найти альтернативу, другой досуг для ребенка, показав его ценность.